Защита прав потребителей в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ком право.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

     8) разрабатывать и утверждать в  установленном порядке образцы  форменной одежды, знаков различия  и отличия, удостоверений, порядок  ношения форменной одежды.

     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

Заключение

 

     Оценивая  изменения, внесенные в Закон  о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным  продавцам, вступающим в отношения  с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций  для продавца в случае предварительной  оплаты товара. Теперь розничным продавцам  необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность  своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного выполнения требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.

     При нарушении прав потребителей законодательством  предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. В связи с этим, предложено иное определение защиты прав потребителей, чем ранее высказывалось в  литературе. Защита прав потребителей - совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию  нарушенных прав потребителей.

     Защита  прав потребителей осуществляется, в  том числе гражданско-правовыми  средствами, однако не всеми, которые  предусмотрены гражданским законодательством, а только некоторыми. Такие средства предложено именовать гражданско-правовыми  средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных  законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

     Исследование  позволило сделать также выводы, направленные на совершенствование  действующего законодательства о защите прав потребителей, основными из которых  являются:

     1. Необходимо усовершенствовать некоторые  конструкции понятийной базы  законодательства о защите прав  потребителей, внеся изменения в  преамбулу рассматриваемого Закона:

     а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности  применения в отношении них данного  Закона также сферой личного потребления,

     б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие  или реализующие товары, оказывающие  услуги и выполняющие работы для  потребителей, а лишь те, которые  делают это систематически, в отношении  широкого круга потребителей.

     2. Необходимо предусмотреть в ГК, наряду с денежной формой компенсации  морального вреда, натуральную  форму компенсации с согласия  потерпевшего, путем предоставления  ему определенных товаров (работ,  услуг), так как не исключена  ситуация на практике, когда нарушитель, в силу тех или иных причин (например, наложен арест на денежные  средства, находящиеся на его  счетах в банках или иных  кредитных учреждениях), не в состоянии  компенсировать вред в денежной  форме, однако может это сделать  в натуральной форме, а потерпевший  против этого не возражает.

     3. При обмене товара предложено  расширить поле деятельности  потребителя в случае отсутствия  аналогичного товара в продаже  на день обращения к продавцу, а именно: предусмотреть право  для потребителя обменять товар  на любой другой, имеющийся в  ассортименте, с соответствующим  перерасчетом его стоимости. Кроме  того, при отсутствии в продаже  аналогичного товара и расторжении  договора потребителем следует  предусмотреть срок возврата  потребителю уплаченной им за  товар денежной суммы и ответственность  продавца за нарушение этого  срока.

     4. Предлагается внести дополнение  в Закон РФ "О защите прав  потребителей", устанавливающее  запрет на доставку товаров  (работ, услуг) потребителю без  их заказа последним, если при  этом требуется их оплата. При  получении не заказанных товаров  (работ, услуг) потребителю предоставляется  право на возмещение убытков  в полном объеме.

     5. Бремя доказывания момента и  причин возникновения недостатков  товаров (работ, услуг) должен  нести контрагент потребителя  независимо от того, установлен  на товар (работу, услугу) гарантийный срок или нет.

     6. Предусмотреть в Законе РФ "О  защите прав потребителей" право  потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного  ведения торговли (на дому, на  улице, на работе и т.п.). Под  указанным договором предлагается  понимать договор, при котором  продавец или исполнитель (представитель  продавца или исполнителя, действующий  на основании доверенности) реализует  товары (работы, услуги) в месте нахождения  потребителя, минуя торговую сеть.

     7. Необходимо дать органам местного  самоуправления больше прав и  возможностей. Например, необходимо  на законодательном уровне закрепить  за ними право на проведение  экспертиз, что в значительной  степени облегчит работу по  защите прав потребителей. Дать  им право на привлечение к  административной ответственности  нерадивых продавцов и изготовителей.  То есть следует внести дополнения  в ст.44 Закона "О защите прав  потребителей", дополнить права  органов местного самоуправления  правом на проведение экспертиз  и правом на привлечение к  административной ответственности  продавцов и изготовителей, нарушивших  законодательство по защите прав  потребителей.

     8. Предлагается для решения проблем,  существующих в современном российском  законодательстве, путем создания  информационной системы оперативного  обмена данными о поступающей  на рынок опасной продукции;  путем внесения изменений в  Закон РФ "О защите прав потребителей", касающихся введения обязательного  порядка сообщения виновной организации  о нарушенных ею правах и  требованиях потребителя, и о  необходимости изъятия из оборота  товаров (работ, услуг), представляющих  опасность для окружающей среды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552.
    5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [Федеральный закон № 138-ФЗ., принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст.4532.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Артемов В. Иной взгляд на защиту // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 11. - С.5.
    2. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей // Законность. - 2005. - № 9. - С.23.
    3. Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав// Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. - Саратов., СЮИ. 1971. - 436 с.
    4. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг// Юрист. - 2003. - № 7. - С.15.
    5. Большаков А. Проверка качества товара // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 38. - С.5.
    6. Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. - 2004. - № 5. - С.21.
    7. Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры - М., Омега-Л. 2007. - 318 с.
    8. Володин П.Е. Моральный вред: особенности правового применения. // Российская юстиция. - 2008. - № 2. - С.23.
    9. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: сам себе адвокат, № 4 - М., Юрайт-Издат. 2006. - 326 с.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте