Защита прав потребителей в торговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 5
1.1 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании 5
1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг 13
Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей 24
2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение) 24
2.2 Государственная защита прав потребителей 30
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ком право.docx

— 70.47 Кб (Скачать файл)

     Существенный  недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который  не может быть устранен без несоразмерных  расходов или затрат времени.

     Решением  Автозаводского районного суда г. Тольятти от 24.03.2006 отказано в иске А. к ЗАО "Сателлит" о возврате товара, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда.

     Судебная  коллегия по гражданским делам определение  отменила, указав следующее.

     А. приобрел в магазине "Сателлит" телевизор "Тошиба" за 66 937 рублей. В процессе эксплуатации было обнаружено, что телевизор имеет недостаток: после непродолжительного времени  телевизор перестает реагировать  на пульт дистанционного управления и кнопки управления, расположенные  на панели телевизора. Переключение каналов, регулировка громкости и изображения  становится невозможным. А. обратился  к директору магазина "Сателлит" с требованием о принятии телевизора и взыскании его стоимости, но ему было отказано. После чего А. обратился в суд.

     Отказывая в удовлетворении исковых требований А., суд в решении указал, что  приобретенный истцом товар - телевизор "Тошиба" - не имеет существенных недостатков производственного  характера, так как имеющиеся  у него недостатки устранимы.

     В соответствии со ст.475 ГК РФ, преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" существенный недостаток товара - это  неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без  несоразмерных расходов или затрат времени и другие подобные недостатки.

     Согласно  заключению назначенной и проведенной  по определению суда экспертизы приобретенный  истцом телевизор имеет указываемые  А. недостатки. Дефект имеет производственный характер, нарушает устойчивую работу телевизора. Устранение дефекта требует  значительных материальных затрат и  затрат времени из-за отсутствия необходимых  запчастей, отсутствует надежность в устойчивой работе телевизора после  ремонта.

     Также эксперт указал в заключении на устранимость вышеуказанных дефектов только в  условиях завода-изготовителя, который  находится за пределами Российской Федерации.

     При таких обстоятельствах вывод  суда о том, что телевизор не имеет  существенных недостатков качества, не соответствует материалам дела.

     Решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрения в тот же суд.

     Невозможность или недопустимость использования  товара в соответствии с его целевым назначением устанавливается товарной экспертизой. Если в стиральной машине произошло короткое замыкание, использовать такой товар недопустимо и невозможно, и специальных доказательств этого факта не требуется.

     Факт  невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения  факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции  об устранении этого недостатка ранее, также подтверждения возникновения  недостатка вновь. Хотя Закон не обязывает  потребителя ремонтировать товар, устранять бесполезно, так он появится вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства всей конструкции товара и технологии его изготовления.

     Если  потребителю необходимо доказать, что  для устранения недостатка требуются  большие затраты, то у него могут  возникнуть трудности. Понятие "большие  затраты" законодательством не определено.

     Определение существенного недостатка как недостатка, "вследствие которого потребитель  в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора", достаточно неясно.

     Согласно  требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель  вправе рассчитывать на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодного для целей обычного использования, соответствующего требованиям стандартов (ст.4 Закон); потребитель имеет право  на безопасность товара (ст.7 Закона) и  на соответствие товара предоставленной  о нем информации (ст.8 Закона). Если товар не соответствует либо стандарту, либо условиям договора, либо предоставленной  о нем информации, то этот товар  имеет существенный недостаток.

     Воспользоваться правами, предусмотренными ст.18 Закона, потребитель может только в том  случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при  покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены  при покупке.

     Потребитель, которому продан товар ненадлежащего  качества (если это не было оговорено продавцом) вправе по своему выбору потребовать:

     безвозмездного  устранения недостатков товара или  возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

     соразмерного  уменьшения покупной цены;

     замены  на товар аналогичной модели (марки, артикула);

     замены  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

     расторжения договора купли-продажи.

     Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных  прав он воспользуется в возникшей  ситуации. Из этого правила есть три исключения.

     Во-первых, в отношении технически сложных  товаров при отсутствии существенных недостатков потребитель вправе предъявить не все перечисленные  требования, а лишь требования о  безвозмездном устранении недостатков  или возмещении расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном  уменьшении покупной цены. Остальные  требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков.

     Во-вторых, в отношении товаров, закупленных  продавцом по договору комиссии для  последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков  и о замене товара на товар аналогичной  марки (модели, артикула) удовлетворяются  только с согласия продавца. Это  объясняется тем, что в комиссионном магазине вещь может оказаться в  единственном экземпляре и заменить ее продавцу будет нечем.

     Настаивать  на удовлетворении этих требований потребитель  не вправе, он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой  же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи.

     В-третьих, по товарам, на которые установлены  сроки годности, потребитель вправе предъявлять требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона).13

     Эти требования потребитель вправе предъявить только в том случае, если недостатки обнаружены, когда срок годности товара еще не истек.

     Заочным решением Железнодорожного районного  суда г. Самары от 31.03.2006 удовлетворен иск  Н. к ЗАО "Проспект-Инвестстрой" о расторжении заключенного между  ними договора о долевом участии  в строительстве 1-комнатной квартиры. В пользу Н. взыскана денежная сумма  в размере 401 250 рублей, внесенная  в качестве выплаты по договору, и компенсация морального вреда  в размере 10 000 рублей. В удовлетворении требований Н. о взыскании убытков  в сумме 250 380 рублей отказано.

     Судебная  коллегия по гражданским делам решение  в части отказа в удовлетворении иска Н. о взыскании убытков отменила, указав следующее.

     Суд, отказывая в иске Н. о взыскании  убытков, сослался на то, что размер убытков носит предположительный  характер и судом не установлено, что истцу неисполнением обязательств причинены убытки.

     Между тем в соответствии со ст.14 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может  требовать полного возмещения причиненных  ему убытков, если законом или  договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

     Под убытками понимаются расходы, которое  лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

     Суд же, установив нарушение прав истца  со стороны ответчика неисполнением  договора, не обсуждал и не давал  оценки доводам истца о том, что  в связи с удорожанием стоимости  жилья он вынужден по более высокой  цене приобретать аналогичную квартиру, тем самым несет убытки (ст.29 ФЗ РФ "О защите прав потребителей").

     Суд в нарушение вышеуказанных норм материального права, а также  ст. ст.56, 67 ГПК РФ не определил этих юридически значимых обстоятельств  по делу и не дал им юридической  оценки.

     С учетом изложенного решение суда в указанной части отменено, дело в этой части направлено на новое  рассмотрение.

     Заканчивая  данный параграф, хочется отметить, что мы выделили неисполнение и ненадлежащее исполнение как основные способы  защиты прав потребителей, это выделение  является условным и основано только на количестве случаев их применения. Все другие способы защиты прав потребителей имеют с указанными равную силу и  могут применяться наравне с  ними. Наиболее частное применение рассмотренных способов объясняется  тем, что порядок их применения отработан  на протяжении достаточно длительного  времени и не вызывает принципиальны  споров, тогда как другие способы  из-за недостаточной продуманности  могут породить массу споров при  их применении. 

 

     

2.2 Государственная  защита прав потребителей

 

     Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности  по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдением законодательства о защите прав потребителей и которым  предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с законодательством  к таким органам относятся  Государственный комитет РФ по антимонопольной  политике, Госстандарт России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного управления, контролирующие безопасность товаров, работ и услуг для  потребителей.

     Права потребителя защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют  права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению правонарушителей к ответственности.

     В соответствии со ст.40 Закона о защите прав потребителей государственный  контроль и надзор за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный  контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции  по контролю и надзору в области  защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ.

     Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

     1) проведение мероприятий, связанных  с контролем, - проверку соблюдения  изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями  или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

     2) выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, предписаний  изготовителям (исполнителям, продавцам,  уполномоченным организациям или  уполномоченным индивидуальным  предпринимателям, импортерам) о прекращении  нарушений прав потребителей, о  необходимости соблюдения обязательных  требований к товарам (работам,  услугам);

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обороте