Законодательство о рекламе и его место в системе конкурентного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Рекламная деятельность есть деятельность по ознакомлению потребителей с производимыми и продаваемыми товарами, по созданию особой атмосферы благожелательности со стороны потенциальных покупателей товаров, по заинтересованному выделению определенных вещей и услуг из всего товарного мира.
Переход российской экономики от административно - командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов, выявил значительное количество проблем, требующих разрешения в рамках формирования новой государственности Российской Федерации. Одной из наиболее масштабных проблем для России является проблема формирования цивилизованного рынка, основанного на плюрализме форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции.

Содержание

1. Основы Российского законодательства о рекламе. Основные положения
закона о рекламе …………………………………………………………………………...3
2. Понятие рекламы в системе правовых норм ……………………………………9
3. Система законодательства о рекламе ……………………………………………15
4. Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной
конкуренции ………………………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное право 2.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

Не относятся  к рекламе:

-информация, раскрытие или распространение  либо доведение до потребителя  которой обязательно в соответствии  с федеральным законом;

-справочно-информационные  и аналитические материалы (обзоры  внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований  и испытаний), не имеющие в качестве  основной цели продвижение товара  на рынке и не считающиеся  социальной рекламой;

-сообщения  органов государственной власти, иных государственных органов  сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов,  которые не входят в структуру   органов  местного самоуправления, если  такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

-вывески  и указатели, не содержащие  сведений рекламного характера;

-объявления  физических лиц или юридических  лиц, не связанные с осуществлением  предпринимательской деятельности;

-информация  о товаре, его изготовителе, об  импортере или экспортере, размещенная  на товаре или его упаковке;

-любые  элементы оформления товара, помещенные  на товаре или его упаковке  и не относящиеся к другому  товару;

-упоминание  о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце  товара, которое органично интегрировано  в произведения науки, литературы  или искусства и само по  себе не является сведениями  рекламного характера (статья 2).

Важнейшие положения Закона «О рекламе»:

- Конкретизация  перечня недозволенных способов  поведения, нарушающих правила  добросовестной конкуренции.

-     Введение правил добросовестной  конкуренции не только в отношении  содержания рекламы, но и в  отношении способов, места и времени  размещения рекламы.

-  Введение  общего понятия ненадлежащий рекламы, включающего различные виды: недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую и другую рекламу, не допускаемую законом.

-  Разработка  механизма государственного контроля за рекламной деятельностью.

-    Установление конкретных способов  пресечения ненадлежащей рекламы  путем введения административной  ответственности в виде штрафов  для юридических лиц, а также  административной и уголовной  ответственности руководителей  юридических лиц.

- Определение  конкретного механизма устранения  последствий ненадлежащей рекламы.

В делах, связанных с пресечением фактов недобросовестной конкуренции нередко  выявляются случаи, связанные с нарушением основных положений законодательства о рекламе, и в этих случаях  дела возбуждаются по факту нарушения  двух законов одновременно. Корреляция нарушений по двум законам наблюдается  при фактах нарушений Закона «  О рекламе» в виде недобросовестной  рекламы и недостоверной рекламы. В Законе « О рекламе» появилось  следующее положение : «недобросовестная реклама является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством» (ст.5)

Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает ограничений на размещение рекламы в форме информационного, редакционного или авторского материала, поскольку рекламная информация может быть распространена в любой  форме. Однако в соответствии с абз.4 п.1 ст.5 Федерального закона "О рекламе" организации средств массовой информации не вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Следовательно, "платность" не может  рассматриваться в качестве критерия отграничения нерекламной информации от рекламы.

Наличие или отсутствие платы за рекламу несущественно еще и  потому, что данный Закон содержит преимущественно императивные нормы, устанавливающие требования к рекламе  как к информации публичного характера. Кроме того, одно юридическое или  физическое лицо может одновременно являться рекламодателем, рекламопроизводитилем, рекламораспространителем, и в этом случае вопрос о платности рекламы также не встает.

При решении вопроса об отнесении  той или иной информации к рекламе  следует руководствоваться абз.2 ст.2 Федерального закона "О рекламе".

Если под видом информационного, редакционного или авторского материала  размещается рекламная информация, то на такие материалы распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Следует отметить, что при отграничении рекламы от информации нерекламного характера антимонопольные органы и суды при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, не рассматривают в качестве рекламы информацию, размещение которой для субъекта (юридического или физического лица) обязательно в силу требований закона.

Так, например, в соответствии с  п.1 ст.9 Закона Российской Федерации "О  защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести  до сведения потребителя фирменное  наименование (наименование) своей  организации, место ее нахождения (юридический  адрес) и режим ее работы. Указанную информацию продавец (исполнитель) обязан разместить на вывеске. Порядок композиционного оформления вывески законодательством Российской Федерации не регулируется.

Требования к размещению на вывеске  информации, предусмотренной Законом  Российской Федерации "О защите прав потребителей", не распространяются на изготовителя. В то же время, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному, в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 37 от 25.12.98), "размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Назначение информации такого характера  состоит в извещении неопределенного  круга лиц о фактическом местонахождении  юридического лица и (или) обозначении  места входа.

По смыслу ст.2 Закона о рекламе  под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для  формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому  лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Указание юридическим лицом  своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться  как реклама".

Любую иную информацию на вывеске, которую  изготовитель (исполнитель, продавец) размещает по собственной инициативе и которая формирует или поддерживает интерес к юридическому (физическому) лицу, разместившему вывеску, либо к  его товарам, следует рассматривать  как рекламу.

Нередко возникают вопросы отграничения информации, размещаемой в телепрограммах в форме логотипа, которая одновременно может обозначать транслируемую  программу и конкретное юридическое  лицо.

При решении вопроса о наличии  в информации телеканала признаков  рекламы при размещении им на протяжении всего времени вещания своего логотипа необходимо руководствоваться следующим.

Согласно ст.27 Закона "О средствах  массовой информации" при каждом выходе радио- или телепрограммы  в эфир, а при непрерывном вещании  не реже четырех раз в сутки  редакция обязана объявлять название программы.

Таким образом, редакция средства массовой информации (телепрограммы), осуществляющая производство и выпуск телепрограмм (в том числе, отдельный выпуск телепрограммы) обязана в силу требований закона объявлять название программы (средства массовой информации), в том  числе название отдельного выпуска  телепрограммы. Телеканал, в силу обычая делового оборота, также идентифицирует себя путем постоянной демонстрации логотипа.

Следовательно, выходные данные программы, содержащие название средства массовой информации (а также логотип телеканала), даже в случае их совпадения с наименованием  хозяйствующего субъекта, не могут  рассматриваться как имиджевая, реклама хозяйствующего субъекта, и на порядок ее размещения не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Следует также иметь в виду, что  объявления организаций о приеме на работу сотрудников, размещенные  в средствах массовой информации, не могут рассматриваться в качестве рекламных сообщений, если такие  объявления не связаны непосредственно  с осуществлением предпринимательской  деятельности.

В случаях, когда распространение  информации о наборе сотрудников  направлено на укомплектацию штата хозяйствующего субъекта, подавшего объявление, указанную информацию нельзя отнести к рекламной, поскольку ее содержание не направлено на формирование или поддержание интереса к юридическому лицу с целью последующего сбыта его товаров.

Однако аналогичные объявления агентств по трудоустройству, не имеющие  целью укомплектацию собственного штата, следует рассматривать как рекламу, так как в этом случае информация направлена на формирование интереса потребителей рекламы к данному хозяйствующему субъекту и оказываемым им посредническим услугам по трудоустройству.

Вместе с тем, указание хозяйствующим  субъектом в объявлении о приеме к себе на работу иной информации, не связанной с предлагаемой работой  или требованиями к кандидатам, может  быть признано рекламой в зависимости  от ее содержания.

Так, изображение товарного знака, зарегистрированного на производимую юридическим лицом продукцию, также  стимулирует интерес потребителей к продукции хозяйствующего субъекта и является рекламной информацией.

 

 

 

 

  1. Система законодательства о рекламе 

 

Федеральный закон "О рекламе" устанавливает в статье 3, что  законодательство Российской Федерации  о рекламе состоит из данного  Федерального закона и принятых в  соответствии с ним иных федеральных  законов. Отношения, возникающие в  процессе производства, размещения и  распространения рекламы, могут  регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации  и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Федеральный закон "О рекламе" содержит императивные нормы, устанавливающие  требования к размещаемой рекламной  информации и тем самым определяет параметры единого рынка Российской Федерации, на котором распространяется реклама. Реклама является публичной  информацией, поскольку ориентирована  на неопределенный круг лиц и выступает  способом продвижения на рынке товаров, работ, услуг. Действия антимонопольных  органов по контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе  носят публично правовой характер.

Статья 3 Закона не предусматривает  возможность издания субъектами Российской Федерации нормативных  актов по вопросам производства, размещения и распространения рекламы. В  связи с этим, по запросам Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы Конституционный  Суд Российской Федерации проверил соответствие ст.3 Закона Конституции  Российской Федерации.

Как следует из смысла постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  от 04.03.97 N 4П регулирование отношений  в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное  с установлением правовых основ  единого рынка, относится к компетенции  федерального законодателя.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся  к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения  товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Следовательно, субъекты Российской Федерации не могут принимать  нормативные правовые акты, направленные на регулирование тех отношений  в области рекламной деятельности, которые составляют основы единого  рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы (в рамках установленных ст.14 Федерального закона "О рекламе"), поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Информация о работе Законодательство о рекламе и его место в системе конкурентного законодательства