Система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

В философской и юридической литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, образующих структурно упорядоченное целостное единство, тогда как структура – это особый способ внутренней взаимосвязи элементов в системе. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы. В свою очередь структуру можно представить как строение (состав) объекта, как закон связи, систему устойчивых отношений между элементами и результат взаимодействия между элементами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Понятие и система законодательства 5
1.2 Систематизация законодательства: формы 10
ГЛАВА 2 Система законодательства и система права в сравнении 21
ГЛАВА 3 ОБОСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЧЕРЕЗ ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЮ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра теории и истории государства и права

     Специальность Государственное управление и право

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

     По дисциплине Теория государства и права

      на тему «Система законодательства»

 

 

 

Студент

______________________  _________________ ______________________ (курс, группа)     (подпись)  (инициалы, фамилия)

 

Проверил

______________________  _________________ ______________________ (ученая степень, звание)   (подпись)  (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5

1.1 Понятие и система законодательства 5

1.2 Систематизация законодательства: формы 10

ГЛАВА 2 Система законодательства и система права в сравнении  21

ГЛАВА 3 ОБОСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЧЕРЕЗ ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЮ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

 

ВВЕДЕНИЕ

В философской и юридической литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, образующих структурно упорядоченное целостное единство, тогда как структура –  это особый способ внутренней взаимосвязи элементов в системе. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы. В свою очередь структуру можно представить как строение (состав) объекта, как закон связи, систему устойчивых отношений между элементами и результат взаимодействия между элементами. Исходя из этого можно получить не только статичную, но и динамичную характеристику системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства обладают функциональной общностью. Большинство исследователей полагают, что это однопорядковые, но не тождественные категории. Они являются выражением соответственно структуры содержания и формы позитивного права. Система права и система законодательства представляют целостные образования, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды. Поскольку система права отражает объективные потребности общества, она не лишена разумного динамизма, который выражается в изменении и дополнении ее новыми правовыми институтами, подотраслями, отраслями. Развитие системы права обусловливает соответствующее преобразование системы законодательства, создаваемой законодателем. Общепризнанно, что система права и система законодательства выполняют роль стабилизирующего фактора – обеспечивают интеграцию общества, создают нормальные условия для его развития, одновременно обеспечивая правомерную деятельность и самого государства. С их помощью достигается упорядоченность общественных отношений. Вот почему данная тема является актуальной и своевременной.

Цель данной курсовой работы - это рассмотрение такого правового явления, как система законодательства, соотношение ее с системой права и стабилизация законодательства через его систематизацию.

В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:

- изучить понятие системы  законодательства, ее сущность и  строение;

- сравнить систему законодательства с системой права;

- выявить, чем обусловлено  обеспечение стабильности законодательства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систему права можно  кратко определить как совокупность  взаимосвязанных между собой  юридических норм, институтов и  отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

2. Под системой законодательства  принято понимать совокупность  нормативных правовых актов различной  юридической силы, которые, исходя  из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством

3. Влияние системы законодательства  на обеспечение согласованности  правовых норм.

4. Достижение стабилизирующего  эффекта в отношении системы  законодательства.

 

ГЛАВА 1 СУШНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие и система  законодательства

Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. Словари понятие законодательство трактуют по-разному:

Законодательство – общность и дух всех постановлений, законов страны.

[3, c.1470]

Законодательство – совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве. [6, c.398]

Законодательство – совокупность законов. [11, c.201]

Законодательство – совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти. [7, c.447]

С. С. Алексеев ранее понимал под законодательством совокупность всех нормативных актов, в том числе ведомственных. Сейчас к законодательству он относит лишь совокупность законов, допуская возможность включения в законодательство иных нормативных актов при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий. [18, c.98-99]

А. С. Пиголкин и М. С. Студеникина полагают, что в узком, собственном смысле под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера. [9, c.340]

Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства – это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе - всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.

Долгие годы при функционировании командно-административной системы мы руководствовались (и в теории, и на практике) широким пониманием законодательства. Вот теоретическая формула того периода: «Законодательство ... - это совокупность законов и подзаконных нормативных актов». А вот к чему это приводило на практике. Пример: в мае 1988 г. был принят Закон СССР о кооперации, который знаменовал значительный шаг вперед в развитии свободы производителей. Первые практические шаги молодой кооперации были встречены в штыки мощными государственными структурами. И уже в декабре 1988 г. Совет Министров СССР принял постановление, которым резко ограничил права отдельных видов кооперации. Снова широкое понимание законодательства оказалось сильнее самого закона. Путь к правовому государству включает в качестве одной из исходных посылок возрастание роли закона. Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, которые являются законодательными по своей природе, т.е. были приняты единственным законодательным органом - парламентом. Законодательством в соответствии с его узким пониманием являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом. Подзаконные акты - решения органов управления и судов - в состав законодательства не входят. Такова необходимая теоретическая база верховенства любого закона.

Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание - хорошо и правильно, а широкое - плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.

Сказанное отнюдь не означает, что широкое и узкое понимание законодательства могут применяться в равной степени. Понимание законодательства, повторяем, вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения может и должно применяться только узкое понимание законодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) может использоваться и широкое понимание законодательства, предполагающее (при всех условиях) четкое разделение законодательных и подзаконных актов. [20, c.147-148]

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. [21, c.181-184] Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития. [23, c.75-77]

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде:

1. Конституция РБ, 2. конституционные  законы, включая законы о толковании  Конституции (см. ст. 140 Конституции), 3. международные договоры Республики  Беларусь, ставшие обязательными для Республики Беларусь (статья 8, 116 Конституции),4. программные законы (см. часть четвертую статьи 104 Конституции); к ним следовало бы отнести и закон о бюджете, по крайней мере, при сопоставлении актов приоритет должен отдаваться закону о бюджете, если он принят в соответствии с Конституцией и регламентами палат Парламента (кстати, следует иметь в виду, что принятие закона в нарушение регламента палаты может привести к признанию его Конституционным Судом не имеющим юридической силы. Поэтому можно утверждать, что принятый в соответствии с Конституцией регламент палаты Парламента является основой для принятия законов и этим предопределяется его юридическая сила и место в системе актов законодательства), 5. законы, декреты и указы, изданные на основе Конституции (в данной статье мы не будем повторять нашу точку зрения о соотношении законов и декретов), 6. указы, изданные на основе закона (т.е. указы, имеющие подзаконный характер), 7. постановления Правительства и Национального банка, 8. акты министерств и других республиканских органов с учетом их компетенции, 9. акты местных Советов депутатов с учетом их уровня (областные, базовые, первичные), 10. акты местных исполнительных и распорядительных органов с учетом их уровня, 11. локальные нормативные правовые акты. [39]

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп. [24, c.112-113]

 

1.2 Систематизация законодательства: формы

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. [28, c.158-159]

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно - правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Результаты систематизации - своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права как следствие исторического развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Информация о работе Система законодательства