Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика характеризуется тем, что права предприни-мателя определяются в общедозволительном (а не разрешительном) порядке, они, по существу, выступают как естественные права членов гражданского общества: право на частную собственность, право на свободную деятельность и т.п. Без уровня, на котором осуществляется саморегулирование рыночной экономики, т.е. проявляется ее суть, бессмысленно говорить об уровне государственного регулирования рыночной экономики, ибо если нет рыночной экономики, то нет и ее государственного регулирования.

Содержание

Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предприни¬мательскую деятельность в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Публичная организация предпринимательства……………………………5
2.Лицензирование предпринимательской деятельности…………………….9
3.Государственная поддержка малого предпринимательства……………..13
Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Введение…………………………………………………………………………19
1. Правовые основы защиты предпринимательства…………………………21
2. Защита прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности………………………………………….22
2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных
Интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Гражданско-правовая защита…………………………………………………22
2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении
незаконными актами государственных органов……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по предпринима.docx

— 58.94 Кб (Скачать файл)

Необходимым для предпринимателей является также правильный выбор оптимального средства защиты нарушенного права в определенной ситуации, что может реально влиять на обеспечение стабильности и надежности их положения.

Для предпринимателей нередко проблемой является правильный выбор и эффективное использование и применение предусмотренных законодательством средств защиты - тех правовых средств, с помощью которых можно предотвратить, прекратить, устранить нарушение прав, они возобновляются, а также компенсируются убытки, причиненные их нарушением. Чтобы вынудить или побудить правонарушителя прекратить действия, которые нарушают право предпринимателя, или предотвратить такие действия, необходимо знать положение законодательства, что регулирует разные средства защиты, и уметь их применять. Таким образом, результаты деятельности предпринимателей во многом зависят от их знания законодательство и умения оградить свои права, обеспечить возобновление нарушенных прав и их судебную защиту, умение применять всю совокупность средств и мероприятий их защиты.

Актуальность защиты прав предпринимателей обусловлена и тем, что хоть в Украине в целом создана достаточная нормативная база предпринимательства, однако она не обеспечивает в полной мере сочетания свободы предпринимательства и конкуренции с надлежащей защитой прав предпринимателей, а также интересов общества и государства. Слабость и несовершенство правовой защиты предпринимательства, неурегулированность многих его аспектов, несогласованность нормативных актов негативно влияют на эффективность предпринимательства в Украине. Это также способствует нарушениям в сфере предпринимательства, в частности незаконному занятию предпринимательской деятельностью, росту экономической преступности и т.п. Такие негативные явления, как злоупотребление монопольным положением на рынке, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности по большей части объясняются несовершенством нормативно-правового режима предпринимательства.

Некоторые из действующих охранительных правовых средств предпринимательской деятельности в Украине, в том числе средства защиты и ответственности, несовершенные как в их определении, так и указании оснований их применения и процедуре реализации, что в целом снижает действенность обеспечения предпринимательства. Это и предопределяет необходимость анализа законодательства об охране прав предпринимателей, в том числе для определения путей его совершенствования. Часто права предпринимателей нарушаются через незаконное вмешательство в их деятельность государственных органов. Случаются случаи нарушения личных неимущественных прав предпринимателей. Поэтому анализу законодательства о средствах защиты от подобных нарушений посвящены отдельные разделы труда. Учитывая, что приоритетное для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеет создание эффективных систем обеспечения доступа предпринимателей на рынок и свободной, добросовестной конкуренции у предпринимателей.

 

1. Правовые основы защиты предпринимательства.

Права и интересы, которые охраняются законом, субъектов предпринимательской деятельности гарантируются нормами гражданского материального права. Каждый предприниматель имеет право пресекать действия и акты граждан и юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые нарушают или ограничивают его права и законные интересы. Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий как других предпринимателей, так и со стороны государственных органов, в том числе право на обжалование их деятельности, которое ущемляет это право.

Защита предпринимателей от нарушения их имущественных прав органами государственной власти и органами местного самоуправления имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Согласно ст.56 Конституции Украины каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Предприниматель имеет право на возмещение соответствующим государственным органом причиненных ему убытков, которое может быть реализовано в судебном порядке.

 

2. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая защита.

Ввиду комплексного характера предпринимательского права, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется с помощью норм многих отраслей права: гражданского, административного, криминального, трудового и других. Однако средства охраны отмеченных четырех отраслей права можно считать важнейшими. А ввиду того, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (то есть какая-нибудь деятельность субъекта предпринимательской деятельности в конечном итоге сводится к сохранению и за возможности увеличения собственного материального достатка), именно гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей можно считать базовыми.

Рассматривая гражданско-правовые средства защиты прав предпринимателей, следует обратиться к ст. 6 Гражданского кодекса, которая распространяется на правоотношения в сфере предпринимательства. Целесообразно подробнее остановиться на составных убытков, которые подлежат возмещению, случаях ограничения размера их возмещения (ответственности) (см., например: ст. 363 «Размер ответственности автотранспортной организации за потерю, недостаток и повреждение груза» Гражданского кодекса Украины и др.).

Желательно рассмотреть также «другие средства [защиты], предусмотренные законом». К ним можно отнести, в частности, способы обеспечения выполнения обязательств (реализация заставленного имущества, правило об оставлении задатка в задаткополучателя или уплата им задатка в двойном размере). На обсуждение можно вынести вопрос о возможности отнесения к средствам гражданско-правовой защиты выплаты страхового возмещения.

В этом вопросе следует четко размежевать гражданско-правовую защиту и защиту с помощью норм трудового права имущественных прав предпринимателей (в частности, за субъектами правоотношений, за объемом ответственности). Рассматривая объем ответственности, следует остановиться на случаях ограниченной и полной ответственности по трудовому праву, особенное внимание уделяя порядку и субъектам заключения договора о полной материальной ответственности, в частности потому, что такой договор может заключаться исключительно с лицом, должность которого определена законодательством в соответствующем перечне (см., например: постановление Государственного комитета Совета Министров Украины по труду и социальным вопросам). Механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности составляют объективно имеющиеся возможности для реализации вышеприведенных способов защиты. К ним можно отнести: урегулирование спора во внесудебном порядке; рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности; предоставление защиты правоохранительными органами в пределах их компетенции; нотариальная защита; судебная защита (в том числе - Конституционным Судом Украины, общими судами, хозяйственными и третейскими судами).

2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.

Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действия! или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». «Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» (ст. 50 Конституции Украины).

Одним из важных и распространенных средств защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является признание судом или арбитражным судом изданного государственным или иным органом незаконного акта недействительным (полностью или в части). В ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О предпринимательстве» указано, что в случае издания государственным либо другим органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Как следует из Закона, основанием применения этого средства защиты является издание государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства. Поскольку это два самостоятельных основания, то документ может быть признан недействительным как акт, отвечающий требованиям законодательства, но принятый с превышением компетенции соответствующего органа, так и, напротив, принятый в пределах его компетенции, но противоречащий законодательству.

Превышение компетенции государственного органа означает издание им акта вне его компетенции. Нарушение актом государственного органа требований законодательства - это противоречие законодательству принятого акта, как по его содержанию, так и по форме, порядку и срокам принятия.

Неправомерные акты государственных органов, затрагивающие права предпринимателей, нарушают два запрета, установленные Законом «О предпринимательстве». Первый - общий запрет, установленный в ч. 3 ст. 15 Закона «О предпринимательстве»: вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством Украины права государственных органов на осуществление контроля за деятельностью предпринимателей. Другой - специальный запрет, сформулированный в ч. 4 ст. 15: не допускается принятие государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности по отношению к субъектам предпринимательской деятельности иных форм собственности.

Признание незаконного акта недействительным может применяться как единственное средство защиты (когда для защиты предпринимателей достаточно признания акта недействительным), либо сочетаться с другими мерами защиты и ответственности. Так, признание недействительным акта государственного или иного органа может соединяться с применением предусмотренной ч. 6 ст. 15 Закона «О предпринимательстве», п. 2 ст. 27 Закона Украины «О предприятиях в Украине» меры гражданско-правовой ответственности - взысканием судом или арбитражным судом по иску предпринимателя убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или их должностных лиц, приведших к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении предпринимателя.

Нередко в практике объединяется требование о признании недействительным актов государственных органов с иском о возврате (обратном взыскании) необоснованно списанных этими органами в бесспорном порядке сумм. Субъекты предпринимательской деятельности обращаются в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок; по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.

Таким образом, средствами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконных актов государственных органов, их вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей являются:

признание недействительными (полностью или в части) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности;

возврат из бюджета денежных средств, неосновательно списанных в виде экономических (финансовых) санкций или по другим основаниям государственными органами в бесспорном порядке;

возмещение убытков, причиненных предпринимателям неправомерными актами государственных органов.

 

 

Заключение. 
            И в заключение в самой общей форме резюмируем основные положения, касающиеся государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

              Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Следует сразу сказать, что замыслы законодателя и реальное их воплощение не всегда совпадают. Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества. 
              Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: 
- установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; 
- введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; 
- применение государством санкций и мер ответственности; 
- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);

Информация о работе Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности