Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика характеризуется тем, что права предприни-мателя определяются в общедозволительном (а не разрешительном) порядке, они, по существу, выступают как естественные права членов гражданского общества: право на частную собственность, право на свободную деятельность и т.п. Без уровня, на котором осуществляется саморегулирование рыночной экономики, т.е. проявляется ее суть, бессмысленно говорить об уровне государственного регулирования рыночной экономики, ибо если нет рыночной экономики, то нет и ее государственного регулирования.

Содержание

Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предприни¬мательскую деятельность в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Публичная организация предпринимательства……………………………5
2.Лицензирование предпринимательской деятельности…………………….9
3.Государственная поддержка малого предпринимательства……………..13
Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Введение…………………………………………………………………………19
1. Правовые основы защиты предпринимательства…………………………21
2. Защита прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности………………………………………….22
2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных
Интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Гражданско-правовая защита…………………………………………………22
2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении
незаконными актами государственных органов……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по предпринима.docx

— 58.94 Кб (Скачать файл)

            К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В реестрах указывается следующая информация: 
- сведения о лицензиате;

- сведения о лицензирующем  органе, выдавшем лицензию;

- лицензируемый вид деятельности;

- дата принятия решения  о предоставлении лицензии и  номер лицензии;

- сроки действия лицензий;

- сведения о регистрации  лицензий в реестрах, основания  и даты приостановления и возобновления действия лицензий;

- основания и даты аннулирования  лицензий;

- иные сведения.

           Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

            Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления служит утрата подтверждающего лицензию документа. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением и необходимыми документами. 
           Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об

аннулировании лицензии.

            Лицензия теряет юридическую силу:

- в случае ликвидации  юридического лица или прекращения  действия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя;

- в случае реорганизации  юридического лица, за исключением  преобразования. 
             Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований. В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована: 
1) в административном порядке, то есть самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев;

2) в судебном порядке  на основании заявления лицензирующего  органа. В этом случае лицензия  аннулируется:

- если нарушение лицензиатом  лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;

- при неустранении лицензиатом  неоднократных нарушений или  грубого нарушения лицензионных  требований и условий после  приостановления действия лицензии.

             Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением. За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий в ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, то есть устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере; совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.

 

3. Государственная поддержка малого предпринимательства. 
            За годы реформирования российской экономики в большое самостоятельное направление работы государства выделились его усилия по становлению, поддержке и развитию малого предпринимательства. Многолетние акции по созданию нормативно-правовой основы малого предпринимательства завершились принятием 14 июня 1995г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с дальнейшими изменениями). В развитие этого акта начал действовать Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Правительство РФ по данному поводу приняло ряд соответствующих постановлений, а также утвердило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

        Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В законе установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.         Остановимся на некоторых актуальных проблемах.

Прежде всего, сейчас четко определено, какие хозяйствующие субъекты могут обладать статусом малого предпринимателя. К ним относятся все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Что касается предпринимательских организаций, то в отношении них введены жесткие ограничения. Как субъекты малого предпринимательства они будут рассматриваться только при одновременном наличии трех условий.

             Во-первых, под субъектами малого предпринимательства понимаются не любые предпринимательские организации, а лишь коммерческие. 
             Во-вторых, они признаются таковыми, если в уставном капитале коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. 
            В-третьих, средняя численность работников в такой коммерческой организации за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно - технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. 
             Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. 
           Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого предпринимательства; 
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской отчетности; 
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; 
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

            Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

             Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

              Важная мера государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.     Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства. 
              Субъекты малого предпринимательства в силу их «малых» возможностей, как никакие иные хозяйствующие субъекты, нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии, «чувстве локтя», опоре на такие же малые коммерческие организации, как и они сами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, повышения ответственности и компетентности субъектов малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти.

               Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства заключается в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, которые необходимы для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организационных или публичных мероприятий. Поддержка осуществляется и путем привлечения представителей союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, оказания им содействия в использовании средств массовой информации для популяризации идей малого предпринимательства. 
В целях совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства, координации деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства из числа представителей органов государственной власти, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться советы по развитию малого предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Введение

Проблема обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время приобрела особенную значимость в связи с тем, что в ст. 42 Конституции Украины впервые закреплено право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом. На конституционном уровне закреплено обязательство государства относительно защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и недопустимость предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как свидетельствует практика, предприниматели нередко беспомощны перед незаконными действиями государственных органов, особенно органов государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенных, антимонопольных и других контролирующих органов, а также органов местного самоуправления. Неумение или нежелание субъектов предпринимательской деятельности защищать свои нарушенные права, их пассивность негативно влияют на их интересы, а также на сферу предпринимательства, способствуют недобросовестности и многочисленным нарушениям государственных органов. Одинаково важное значение имеет как реальное осуществление предпринимателями своих прав и выполнения обязанностей, так и обеспечение осуществления предоставленных законодательством возможностей относительно прекращения нарушений прав, их возобновления, компенсации убытков, причиненных их нарушением.

Информация о работе Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности