Административно-правовая защита прав граждан РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 03:59, реферат

Краткое описание

Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным законодательством (ст.71 Конституции Российской Федерации). Что же касается законотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в данной сфере, то они распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержание

Введение 3
1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ: общие положения. 5
2. Обращения граждан 7
2.1. Понятие обращения и его формы 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Зерин Реферат .docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Административное и информационное право»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

 

ТЕМА: «Административно-правовая защита прав граждан РФ»

 

 

 

Выполнил студент 2 курса, группы Ю2-7

Зерин Дмитрий Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

Введение 3

1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ: общие положения. 5

2.  Обращения граждан 7

2.1. Понятие обращения и его формы 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

Введение

 

Говоря  об административно-правовой защите прав субъектов административно-правовых отношений, традиционно принято выделять экономические, социальные, правовые гарантии, в том числе судебной защиты. В самом общем виде под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным  законодательством (ст.71 Конституции  Российской Федерации). Что же касается законотворческих полномочий органов  государственной власти субъектов  Федерации в данной сфере, то они  распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если административно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере управления стало уже привычным, а за последнее время и приоритетным институтом административного права Российской Федерации, то на уровне субъекта Российской Федерации существование такого института является принципиально невозможным. В лучшем случае, можно предположить, что задачей регионального административного права является не регламентация правового статуса граждан в сфере управления, а защита прав и свобод, урегулированных федеральным административным законодательством, посредством закрепления специальных административно-правовых гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Административно-правовые  гарантии прав и свобод граждан  РФ: общие положения

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности  и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство  его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры  реализации, устанавливает обязанность  государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать  меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным  принуждением, вследствие чего оно  становится регулируемым законом, юридическим  правом.

Изначальным и универсальным гарантом может  быть толь закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных  лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Таким  образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой  ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства. Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть ограниченным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а так же предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновны в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

Обобщенно можно  говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

    1. от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;
    2. от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в  защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной  власти, органов местного самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан  от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

  • создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;
  • существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (СМИ, партии, религиозные объединения);
  • активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов.

Основной  гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как  по своей инициативе, так и в  связи с поступлением к ним  обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан.

 

2. Обращения граждан

Статьей 33 Конституции  РФ закреплено одно из фундаментальных  начал административного права, своего рода один из столпов данной отрасли, а именно право граждан  на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления". Данное право является важнейшим  элементом правового статуса  граждан в целом и административно-правового  статуса в особенности, а также  представляет собой одну из основных гарантий защиты прав и свобод, декларируемых  Конституцией России и иными нормативными правовыми актами.

Конституционное положение находит конкретизацию  в Федеральном законе "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации"1 (далее - Закон об обращениях), которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Данный порядок  распространяется на все обращения  граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в  порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, адресованные Уполномоченному  по правам человека в РФ, в Конституционный  Суд РФ, связанные с разбирательством дел судами, обращения осужденных о помиловании, сообщения о преступлениях  и т.п.).

Так, порядок обращения с заявлением о преступлении урегулирован нормами  уголовно-процессуального законодательства. В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление  о преступлении может быть сделано  в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность. Независимо от формы подобного заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

В отношении  заявлений о преступлении установлен короткий срок рассмотрения; согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны  принять, проверить сообщение о  любом совершенном или готовящемся  преступлении и в пределах своей  компетенции принять по нему решение  в срок не позднее 3 суток со дня  поступления указанного сообщения. При этом прокурор, начальник следственного  отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок принятия решения по заявлению до 10 суток, а при необходимости документальных проверок или ревизий - до 30 суток.

Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции  РФ, усиливая конституционное право  на обращение следующими положениями:

  • граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;
  • граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Кроме того, анализ положений Закона об обращениях позволяет  выделить следующие не менее важные гарантии реализации конституционного права на обращение:

  • гарантия безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6) Закона и как частный случай реализации данного положения в самом Законе об обращениях закрепление недопустимости направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч. 6 ст. 8);
  • обязательность принятия обращения к рассмотрению (ст. 9) и вытекающий из этого правила принцип срочности рассмотрения обращений (ст. 12).

 

2.1.Понятие  обращения и его формы

Для понимания  того, что представляет собой право  гражданина на обращение, необходимо выяснить значение самого термина "обращение" применительно к данному Закону. Статья 4 дает следующее определение  понятия "обращение": направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Как видно, Закон  об обращениях сохранил преемственность  с актами советского законодательства в части деления обращений  на три относительно обособленные группы, а именно предложение, заявление, жалоба.

Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

Согласно  ст. 5 Закона об обращениях при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или  должностным лицом гражданин  имеет право:

1) представлять  дополнительные документы и материалы  либо обращаться с просьбой  об их истребовании;

2) знакомиться  с документами и материалами,  касающимися рассмотрения обращения,  если это не затрагивает права,  свободы и законные интересы  других лиц и если в указанных  документах и материалах не  содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать  письменный ответ по существу  поставленных в обращении вопросов  или уведомление о переадресации  письменного обращения в государственный  орган, орган местного самоуправления  или должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных  в обращении вопросов;

4) обращаться  с жалобой на принятое по  обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением  обращения в административном  и (или) судебном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

Информация о работе Административно-правовая защита прав граждан РФ