Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:38, шпаргалка

Краткое описание

Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом.
Группы наук:
1 – Науки, изучающие непосредственно политику:
Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной поли

Вложенные файлы: 1 файл

politologia_shp.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Полит власть имеет ряд  особенностей. Ее отличительными признаками явл:

-верховенство, обязательность  ее решений для всего общества, и всех других видов власти;

-всеобщность, то есть  публичность. Это означает, что  полит власть действует на  основе права от имени всего  общества;

-легальность в использовании  силы и других средств властвования в пределах страны;

-моноцентричность, то  есть существование общегосударственного  центра (системы властных органов)  принятия решений;

-широчайший спектр  используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Легитимность  политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.

В науку понятие “легитимность  власти” впервые было введено  Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:

-в соответствии с  традицией (монархия);

-харизматический тип  (в связи с огромной популярностью  и культом личности полит деятеля);

-рационально-правовой  тип - эта власть признается  народом потому, что она опирается  на рациональные, признаваемые им законы.

Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

Вторая функция - функция  оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.

Третья функция - обеспечение  стабильности в стране.

Существуют две формы  полит власти: индивидуальная и институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих  ее уровня:

-высший уровень - макрополит  система высших органов власти;

-средний, или промежуточный  уровень - это аппарат полит  власти среднего звена, бюрократия разных рангов;

-третий уровень - это  микроуровень полит власти. Он  включает непосредственное полит  общение людей, малых групп.

 

8. Субъекты и ресурсы политической власти.

Субъекты политической власти – носителем власти в политически организованном сообществе может являться любой субъект политики; вопрос этот не решается однозначно; к осуществлению политической власти могут быть причастны одновременно несколько субъектов: и народ, и класс, и группа, и индивиды.

Субъекты политической власти:

  1. народ – при демократии источник власти и носитель верховной власти;
  2. господствующий класс, или коалиция господствующих социально-политических сил;
  3. правящая группа, или властвующая элита;
  4. индивиды, входящие состав правящей группы.

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные  ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные  ресурсы - это средства массовой информации.

 

9. Механизм осуществления политической  власти

Механизм политической власти –  представляет собой совокупность различных  форм внешнего материализованного выражения  господства субъекта политической власти – учреждений и организаций, устной и печатной продукции (законов, указов, постановлений, решений, приказов, инструкции и т.д.)

 

  1. Высшие должностные лица государства (указы, распоряжения);
  2. институты государственной власти (законы, постановления, решения);
  3. органы государственного управления (приказы, инструкции, указания);
  4. господствующие социально-политические силы и их организации (манифесты, программы, решения);
  5. общество: индивиды, социальные группы, слои, классы, общности, народ.

 

10. Политический режим: понятие и типология.

Юридически Пол режим – системы  конституационных (законных) порядков и конкретное воплощение их в жизнь.

Социологически Пол. Режим( лат.-порядок  управления)  – специальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.Политический режим это система методов приемов, средств осуществления гос полит власти. Демократический режим – самый прогрессивный полит порядок, тк создает условия для свободы личности, ее творчества, самовыражения во всех сферах. Можно выделить признаки  : 1. народ- источник власти 2. участие граждан в принятии полит решений , формирования влати 3. приоритеты прав и свобод граждан 4. полит равенство всех граждан 5. верховенство закона 6. разделение властей 7. многопартийность 8. гласность и свобода  СМИ 9. Все что не запрещено- разрешено

Тоталитарный режим- режим правления  лица и группы лиц во главе с  лидером без контроля со стороны  народа. Признаки :1. свехцентрализованная гос власть 2.управление обществом с помощью репресивных правоохр органов 3. одна партия и идеология 4. цензура, контроль СМИ 5. нет свободы прав человека и  др..

Авторитарный – основан на власти авторитета, власть принадлежит одному лицу, партии , классу во главе с лидером. Признаки: 1. Власть- в руках лидера(партии) 2. Есть представительные органы власть, но под контролем 3. Выборы гос органов формальны 4. Разделения властей – формально  5. Единая идеология, плюрализм только без угрозы ей 6.права человека провозглашаются но не обеспечиваются 7.МВД на страже закона, но реально могут использоваться в политических целях. 8. отсутствует террор, репрессии 9. Разрешается то что не имеет отношение к политик

 

11. Понятие, компоненты и функции политической системы.

 

Главная функция полит  системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении  стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке  и реализации полит курса. Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию  полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей

Система – это то, что отвечает след признакам:

1.- Любая система имеет несколько   составляющих элементов.

2.- Элементы взаимосвязаны между  собой.

3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:

- граждане, соц общности, пол институты  --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность.

Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

 

 

12. Типы современных политических систем. СМИ в политике.

1) демократическая;

2) авторитарная;

3) тоталитарная.

Средства массовой информации (СМИ) – являются составным элементом  гражданского общества; они представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Исходя из этого определения  СМИ играет очень большую роль в политике, например различные виды СМИ могут дать одну и ту же информацию в различных ракурсах, а если в  этом заинтересовано какое-либо лицо то эта информация может стать инструментом завладения умов граждан для реализации например пред выборочной компании.

 

 

13. Государство: признаки, функции  и тенденции развития современного  государства.

Государство- политическая целостность, образованная национальной или многонациональной общностью людей, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей группой (элитой), которая монополизирует институциональную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

Признаки:

    1. территория;
    2. публичная власть;
    3. население (гражданство);
    4. аппарат управления;
    5. легальная принудительность;
    6. налоги сборы;
    7. система права;
    8. суверенитет.

Функции:

  1. посредническая – поиск формы компромисса между конфликтующими социальными группами, принуждение сторон к компромиссу.
  2. Функция управления – воздействие на общество и отдельные его элементы с целью обеспечения его целостности и динамичного развития.

Тенденция развития современного государства:

1) сторонники первой наз гос-ми или этатистами, т.к. они выступ. за усиление роли гос-ва в общ-ве.

2) Деэтатическая проявл. в ограничении гос. власти в  расширении зоны гражданского  общества.

 

14. Формы правления и территориального  устройства государств.

Формы правления:

1. Монархия:

А) абсолютная;

Б) конституционная:

- дуалистическая;

- парламентская.

2. Республика:

А) президентская;

Б) парламентская;

В) смешанная.

 

Формы территориального устройства государства:

  1. Унитарное государство;
  2. Федеративное государство;
  3. Конфедеративное государство.

 

 

15. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство 

    Правовое государство  – это такой тип гос, в  котором функционирует режим  конституционного правления, сущ  непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки:

1.. верховенство законов, выражающих  волю народа

2.. суверенитет народа

3.. гарантия осн прав и свобод  граждан. Осн гарантия – наличие  частной собственности

4.. разделение властей

5.. иерархия юриспруденции.

Условия правового гос:

1.. наличие гражданского общества    .

с 60-х годов возникает новый  тип правового гос – это  социальное гос. Оно  стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции:

1.. перераспределяет доход в  пользу менее обеспеч 

2.. реализует политику занятости  и охраны прав

3.. соц сирахование, поддерж семью  и материнство

4.. доступны для всех образование,  культуру, здравоохранение.

 

Гражданское общество.

- общество, в котором имеется  и постоянно расширяется область  свободного волеизъявления людей,  где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена; такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"