Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

теория политики экзаен.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

1) обеспечение власти  определенной социальной группы  или большинства членов данного  общества (конкретные формы и  методы властвования – демократические  и антидемократические, насильственные  и ненасильственные и т. п.);

 

2) управление различными  сферами жизнедеятельности людей  в интересах отдельных социальных  групп или большинства населения  (управляющая политическая система  включает постановку целей, задач,  путей развития общества, конкретных  программ деятельности политических  институтов);

 

3) мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения  этих целей и задач (включает  организаторскую работу, людские,  материальные и духовные ресурсы  для решения многих поставленных  целей и задач);

 

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (селекция, четкое определение и выражение  на политическом уровне данных  интересов);

 

5) удовлетворение интересов  различных субъектов политических  отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или  иными идеалами конкретного общества;

 

6) интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры;

 

7) политическая социализация, посредством которой формируется  политическое сознание индивида;

 

8) легитимация политической  власти (т. е. обоснование ее  существования).

 

19. Типы политических систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению  типов политических систем. Вот некоторые  из них:

 

v    Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в том, что авторы в основе своей концепции положили принцип классового подхода и форм собственности, опираясь на это, они определили, через какие сложные политические системы прошло человеческое общество:

 

¨     Рабовладельческая;

 

¨     Феодальная;

 

¨     Капиталистическая;

 

¨     Социалистическая – эта политическая система была ими лишь определена и должна была возникнуть после краха Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).

 

v    Типы определённые Робертом Далем это:

 

¨     Демократический;

 

¨     Авторитарный;

 

¨     Тоталитарный.

 

Основой этой концепции является анализ степени демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.

 

v    Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из анализа политической культуры (именно на этом анализе была основана его концепция), следующим образом:

 

¨     Англо–американский;

 

¨     Европейско–континентальный;

 

¨     Доиндустриальный.

 

v    В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способа управления обществом и определил типы политических систем так:

 

¨     Административный;

 

¨     Командный;

 

¨     Соревновательный.

 

v    Этакратическая политическая система (государство). В основе данной концепции лежит место и роль государства в политической системе. Её авторами являются В.В. Радаев и О.Н. Шкорбан.

 

А теперь немного подробнее. Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

 

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей:

 

1)     либеральные  демократии в принятии политических  решений ориентируются на ценности  индивидуализма, свободы и собственности; 

 

2)     коммунистические  системы ориентируются на ценности  равенства, социальной справедливости;

 

3)     традиционные  политические системы опираются  на олигархические формы правления  и ориентируются на неравномерное  распределение экономических ресурсов  и социальных статусов;

 

4)     популистские  политические системы используют  авторитарные методы управления  и стремятся к большому равенству  в распределении благ;

 

5)     авторитарно-консервативные  политические системы преследуют  цели сохранения социального  и экономического равенства, ограничения  политического участия населения.

 

В основу классификации политических систем может быть положен и классовый  принцип. По этому принципу строит типологию  марксизм, который рассматривает  политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса и соответственно выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном понимании.

 

В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических систем:

 

1)        Для  англо-американской политической  системы характерна высокая степень  разделения политических ролей  и функций между участниками  политического процесса – государством, партиями, группами интересов и  так далее. Политическая система  функционирует на однородной  культуре, ориентированной на защиту  либеральных ценностей, которые  общепризнанны в обществе.

 

2)        Европейско-континентальная  система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри  класса, группы, партии. Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

 

3)        Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

 

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или  религиозных ценностей. Власть в  них сконцентрирована в руках  монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.

 

Демократические политические системы собрали в себе: правление  большинства, свободу критики и  оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных  дел, охрану прав человека.

 

Авторитарные политические системы представляют собой слияние  следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких  средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.

II

 

Чтобы определить типы политических систем, как предложили некоторые  политологи, нужно ответить на следующие  вопросы:

 

1.     Какой класс  или слой общества господствует  в данном государстве?

 

2.     Каким способом  правит элита (группа)?

 

3.     Какие институты  делают возможным контроль над  правящей группой?

 

Чем демократичнее политическая система, тем активнее в ней граждане страны, а этого можно добиться лишь в случае управления снизу до верху.

 

20. Особенности политической  системы в современной России.

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право  характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность  перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали.

Решительным шагом на пути к демократии является переход к  выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют  потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались. В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и созда-ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе-ма разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и "непримиримая"; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Ввиду неэффективности российской власти растет чис-ло сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую сис-тему путем перераспределения полномочий в пользу Госу-дарственной Думы, правительства и премьера. Независи-мо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права фор-мирования правительства и контроля за его деятельностью. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

 

21. Президентско-парламентский режим.

22. Парламентский режим.

23. Особенности политического  режима в современной России.

24. Государство в современной  России.

25. Президентский режим.

26. Конфедерация как форма  государственного устройства.

27. Унитарное государство  как форма государственного устройства.

28. Федерация как форма  государственного устройства.

29. Типы государств.

30. Структура и функции  государства.

31. Государство как политический  институт. Теории происхождения

государства.

32. Теории гражданского  общества.

33. Понятие политического  института, его структура и  функции. Ти-

пы политических институтов.

34. Становление гражданского  общества в современной России: про-

блемы и противоречия.

35. Права и свободы человека  как фундамент гражданского общества.

52

36. Понятие, структура  и функции гражданского общества.

37. Демократический режим:  общие принципы.

38. Авторитарный режим.

39. Тоталитарный режим.

40. Понятие и структура  политического режима


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"