Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

теория политики экзаен.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

 

Платон утверждал, что  искусство управления требует соединения у людей «мудрости и благоразумия». Таким качеством обладают философы, которые и должны править государством. Другие группы населения должны повиноваться философам и заниматься своим  ремеслом. Платон уже тогда заметил, что непосредственными творцами политики являются политические элиты  и лидеры, обладающие специальными знаниями, необходимыми для принятия политических решений и руководства  обществом. Там где проявляется  некомпетентность, обнаруживается эгоистичность  их интересов, отрыв от потребностей масс, политика утрачивает свою интегративную  функцию, способность согласовывать  и регулировать общественные интересы.

 

Однако сами элиты и  лидеры – подчас всего лишь актеры на сцене, за ними кто-то стоит, их действиями кто-то умело руководит. Этот подход не раскрывает социального смысла политики, природы их интересов, которые она  реализует. Он не в состоянии помочь найти ответ на вопрос «почему  у власти нередко оказываются  авантюристы, демагоги, преследующие цель захвата власти и удержания ее в своих руках?».

 

Коммуникативный подход политику рассматривает как универсальное  средство обеспечения целостности  и механизм регулирования конфликтов в обществе. Однако интеграция и  целостность общества может достигаться  по-разному, поэтому в рамках данного  подхода существует два направления.

 

Представители первого направления  рассматривают политику как сферу  интеграции на основе реализации общего интереса, обеспечения всеобщего  блага институтами государственной  власти. Эту традицию заложил еще  Аристотель, считавший политику социальной этикой, цель которой – не благо  одного человека, а благо народа и государства. Понимание политики как сферы интеграции всех граждан в сообщество стало преобладающим в западной науке.

 

Второе направление в  объяснении природы политики – конфликтное, согласно которому политика есть сфера  господства и подавления одних социальных групп другими. Традиция рассмотрения политики как деятельности по борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом, идет от Макиавелли. Маркс и Энгельс трактовали политику как сферу борьбы классов. Они  сделали вывод о принципиальной невозможности согласовывать интересы противоположных классов, не уничтожив  самой этой противоположности и  ее основы – частной собственности.

 

Т.к. промышленное производство стало доминирующей сферой общества, постольку конфликт, классовая борьба между предпринимателями и рабочими определяли эволюцию западных стран. Однако в ХХ веке западноевропейские государства  вступили в постиндустриальную стадию. Промышленное производство перестало  играть определяющую роль в жизни  общества, а вместе с ним потерял  определяющее значение в формировании социальных отношений и конфликт между буржуазией и пролетариатом.

 

Рост производительности труда, связанный с внедрением высоких  технологий, а вместе с тем повышение  уровня жизни масс, появление у  трудящихся собственных организаций, способных защитить их интересы. А  также законодательство и посредническая политика государства устранили  социальную напряженность, сделали  общество более интегрированным.

 

На смену социально-экономическому пониманию конфликта «имущие-неимущие» появились новые его интерпретации. Смелзер трактует конфликт психологически, как результат напряжения, вызванного несоответствием средств избранным целям. Немецкий политолог Р. Дарендорф считал, что причиной конфликта является власть одних групп над другими, главными отличительными чертами социума являются господство одних и подчинение других, конфликты между ними и подавление управляемых управляющими.

 

П. Сорокин в числе причин конфликтов назвал неудовлетворенность  базовых потребностей людей. Т.о. существующие подходы к политике акцентируют  внимание на одной из сторон этого  сложного явления. В целом содержание политики может быть раскрыто через  ряд определений:

 

1. Политика – это сфера  властных отношений, т.е. отношений  по поводу власти, ее организации,  распределения между различными  группами интересов, определения  направления деятельности государства  и его институтов.

 

2. Политика – это способ  организации общественной жизни,  базирующийся на интеграции разнородных  интересов, их согласования на  основе общего интереса, объединяющего  всех членов общества. Реализацию  и доминирование общего интереса  в противовес частным потребностям  индивидов, групп реализует государство.

 

3. Политика – это деятельность  лидеров и элит по руководству  и управлению процессами общественного  развития на всех уровнях с  помощью институтов государственной  власти.

 

 

8. Структура и функции  политики.

 

 

 Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются: 
      – субъекты политики; 
      – объекты политики; 
      – политические процессы; 
      – политическая власть; 
      – политические идеи и концепции; 
      – политические отношения. 
       Субъекты политики– непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.). 
       Объекты политики– общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений. 
       Политические процессы– система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: 
      – согласие; 
      – сотрудничество; 
      – политическая борьба; 
      – конфронтация (противостояние). 
       Политическая власть– наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами. 
       Политические идеи и концепции– теоретические основы развития политических отношений общества. Объясняют все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов. 
       Политические концепции– создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий. 
       Политические отношения– отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни.

Значение и роль политики как социального института обусловлены  функциями, которые она выполняет  в обществе. Чем многочисленнее функции  политики в конкретном обществе, тем  менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под  себя другие сферы.

 

В современных обществах  политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они  не могут нормально развиваться:

 

1. Функция обеспечения  целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию  благодаря способности улавливать  тенденции общественного прогресса  и в русле этих тенденций  формулировать общие цели, определять  социальные ориентиры, изыскивая  для их осуществления необходимые  ресурсы. Политика может предложить  варианты желаемого будущего, в  которых представлены политически  значимые интересы групп, слоев, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

 

2. Функция мобилизации  и обеспечения эффективности  общей деятельности. Помимо формулирования  целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию  путем создания мотивационного  механизма, предоставляя возможности  для удовлетворения индивида  его потребностей, изменения его  социального статуса с помощью  власти.

 

3.Управленческая и регулятивная  функция политики.

 

Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности  различных групп общества, но и  обеспечивает их взаимодействие, оказывает  на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя  на интересы групп, политика управляет  социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение  и насилие.

 

4. Функция рационализации.

 

Зримо представляя групповые  и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и  механизмы их представительства  и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и  противоречия, предупреждает их или  цивилизованно разрешает.

 

5. Функция политической  социализации.

Открывая широкие возможности  реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая  ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

 

6.Гуманитарная функция. 

Эта функция выражается в  создании прав и свобод личности, обеспечение  общественного порядка, гражданского мира и организованности.

 

9. Взаимоотношения политики с экономикой  и правом.

Политическая и экономическая  сферы общества неразрывно свя­заны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих опре­делителей любого общественного устройства. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Представители всех структур власти постоянно испытывают дав­ление противоречивых экономических интересов различных обще­ственных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реали­зации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интере­сы разных общественных сил, используя соответствующие экономи­ческие рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулиро­вания. Можно выделить важнейшие направления политического процес­са, влияющие на экономическую сферу общества:  - органи­зация законодательной, конституционной деятельности, система ис­полнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация су­дебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система  местной власти, позволяющая сочетать  и учитывать региональные и  общероссийские интересы;

- система отношений с  мировым сообществом, позволяющая  соотно­сить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне. В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономи­ческие интересы различных групп, вызывая острые, порой трудно­разрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен. Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений ли­шает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отста­вание от уровня развитой мировой экономики. Центральная проблема в формировании соответствующих усло­вий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические ин­тересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, ко­торая относительно свободна в выборе собственности и всегда не сво­бодна по отношению к государственной власти. Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление обще­российских экономических связей усиливает центробежные тенден­ции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государ­ственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптималь­ного варианта их решения — важнейшая задача политической власти. Реальными инструментами процесса оптимизации этих противо­речивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которо­го меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства. Взаимодействие эконо­мики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения рас­ставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики. Поэтому правящая власть должна ясно представлять теорети­ческие основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодей­ствия экономики с политикой.

 

 

10. Взаимоотношения политики  с идеологией и моралью.

Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов  общественной жизни. Сближает их то, что  и политика и мораль относятся  к сфере социального выбора, а  поэтому они достаточно подвижны и изменчивы. Содержание политики и  морали обусловлено влиянием множества  факторов, начиная от исторических и социокультурных факторов и заканчивая субъективными представлениями.

 

Будучи сферой социального  выбора групп и индивидов, организаций, политика органично связана с  моралью. Выбор проектов желаемого  будущего развития, значимость тех  или иных локальных целей и  планов, определение средств и  методов их реализации основываются на моральных представлениях человека или социальной группы о добре  и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести, чести и достоинстве.

 

Центр политики как сферы  социальных соотношений составляет использование механизмов и ресурсов власти на благо личности, общества, государства. В центре внимания морали – обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики обществом и её соизмерение нравственными  нормами. Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и  результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним определённых моральных  требований, установленных обществом. Политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру индивида, стремясь побудить гражданина к участию  в политической жизни.

 

Давая нормативно-этическое  определение политики, можно заметить, что она выступает как вид  деятельности человека или группы направленной на достижение общего блага. Исходя из определения, в понятие «общее благо» включаются и частные ценности –  справедливость, мир, свобода и многие другие, которые выступают и как  политико-правовые понятия и как  категории морали. Так, например, ещё  древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) говорил: «Справедливость имеет место только в политической жизни, потому, что весь строй политического общежития держится на праве».

 

Политика и мораль относятся  к нормативным регуляторам жизнедеятельности  индивида. Упорядочение поведения людей  происходит при помощи политико-правовых и моральных норм, которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей.

 

Нравственные и политические нормы различаются между собой  способом формирования и средствами реализации.

 

В истории политической мысли  прослеживаются различные представления  о взаимоотношениях политики и морали:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"