Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

теория политики экзаен.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

 

 

14. Легитимность власти  и ее типы.

Легитимное отношение  к правовым нормам страны - одно из современных  представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют  демократическое содержание и выплывают  из суверенитета народа как абсолютного  первоисточника закона.

Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.

Легитимность не является синонимом законности, поскольку  политическая власть не всегда опирается  на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.

Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:

    • население;
    • правительство;
    • внешнеполитические структуры.

Разные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают  разные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная Г. Вебером:

    • традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право владычествовать тех, кто получил власть по этой традиции;
    • харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, Божий дар, исключительный талант), оснований на вере в сверхприродную святость, героизм или другие исключительные добродетели обладателя и созданной или полученной им власти;
    • рациональный (легальный), что основывается на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.

Легитимность может изменять характер и степень поддержки  власти и ее институтов. В связи  с этим можно говорить о кризисах легитимности.

Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций.

В современных условиях общественно-политического  развития кризисы легитимности, вызванные  неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимными формами  насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к  динамическому изменению условий  общественного развития, разрушением  конституционного порядка, разрывом между  конституционными нормами и практикой  их воплощения, отсутствием серьезных  структурных изменений.

 

 

15. Особенности политической  власти в современной России.

 

принцип разделения властей – норма построения политических институтов в современных демократических обществах. Государственную власть в Российской Федерации на уровне законодательной власти осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать представительство населения страны в целом с представительством субъектов Федерации.

 

Совет Федерации (верхняя  палата) осуществляет в числе прочих следующие полномочия.

 

1. Назначение выборов  Президента РФ и отрешение  его от должности.

 

2. Утверждение указов  Президента о введении военного  и чрезвычайного положения.

 

3. Утверждение изменения  территориальных границ субъектов  Федерации.

 

4. Назначение на должность  судей, Генерального прокурора  и освобождение от данных должностей.

 

5. Вопросы возможного  использования Вооруженных Сил  РФ за пределами ее территории.

 

Государственная Дума (нижняя палата) ведает следующими вопросами.

 

1. Решает вопрос о доверии  Правительству Российской Федерации.

 

2. Дает согласие на  назначение Председателя Правительства  РФ.

 

3. Назначает на должность  и освобождает от нее Председателя  Центрального банка РФ.

 

4. Объявляет амнистию.

 

5. Выдвигает обвинения  против Президента Российской  Федерации в целях отрешения  его от должности.

 

Полномочия Президента РФ

1. Является главой государства.

 

2. Является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека  и гражданина.

 

3. Определяет основные  направления внутренней политики  и внешнеполитический курс страны.

 

4. Принимает необходимые  меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и территориальной целостности.

 

5. Обеспечивает слаженное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти  РФ.

 

6. Представляет интересы  Российской Федерации на внешнеполитической  арене. Исполнительную власть  в Российской Федерации осуществляет  Правительство РФ.

 

Полномочия Правительства  РФ

1. Разрабатывает проект  федерального бюджета, обеспечивает  его исполнение.

 

2. Обеспечивает проведение  единой государственной политики  страны в области науки, образования,  социального обеспечения, экологии  и т. д.

 

3. Обеспечивает проведение  единой финансовой и денежной  политики.

 

4. Управляет федеральной  собственностью.

 

5. Осуществляет меры по  обеспечению законности, прав и  свобод граждан РФ.

 

6. Принимает меры по  обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, реализует внешнюю  политику страны.

 

Судебная власть на федеральном  уровне представлена в Российской Федерации  Конституционным Судом РФ, Верховным  Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом  РФ.

 

Полномочия Конституционного Суда РФ

1. Дает толкование Конституции  РФ.

 

2. Разрешает дела в  соответствии с Конституцией  РФ, федеральными законами, нормативными  актами органов государственной  власти РФ.

 

3. Решает вопросы компетенции  органов государственной власти.

 

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским  и иным делам.

 

Высший Арбитражный Суд  – высший судебный орган, разрешающий  экономические споры.

 

16. Понятие и структура  политической системы.

Политическая система  общества представляет собой упорядоченную  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

 

Система в политологии  – все действия и структуры, так  или иначе влияющие на процесс  принятия и осуществления политических решений.

 

Любая система общества, в том числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает  качественно новое свойство, не присущее ее отдельным частям.

 

Политическая система  регулирует производство и распределение  благ между социальными общностями на основе использования государственной  власти, участия в ней, борьбы за нее.

 

Структура политической системы:

 

– политическая организация  общества, включающая в себя государство;

 

– политические партии и  движения, общественные организации  и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

 

– политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

 

– социально-политические и  правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления  политической власти;

 

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы  по поводу политической власти;

 

– политическая практика, состоящая  из политической деятельности и совокупного  политического опыта.

 

Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

Под системы:

1.   институциональная – различные организации, институты.

2.   Нормативная – правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом.

3.   Функциональная – способы, методы рабочей системы, полит режим

4.   Коммуникативная – формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами.

Структура политической системы включает в себя 5 подсистем:

1.   институциональная подсистема (т.е. организации и учреждения)

-   государство;

-   политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы);

-   средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

-   церковь;

2.   нормативная подсистема

-   политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы);

-   моральные нормы;

3. идеологическая подсистема (совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств);

4. коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е.  отношения между классами, социальными  группами, нациями, партиями по  поводу власти);

5.   культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения).

 

 

17. Механизм функционирования  политической системы. 

американский политолог  Д. Истон, которого многие специалисты считают основателем теории политических систем. В работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа (1965) он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы - команды. [c. 298]

У системы есть вход, на который  из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию. Требования - первый вид входящих импульсов. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения  благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования  законодательства о браке, здравоохранении, обеспечении общественной безопасности и т. п.

Второй вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплате налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной  власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и  утверждения политических ценностей; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике (к гимну, флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет  запросы и требования граждан. Без  достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

Импульсы - требования и импульсы-поддержки  должны регулярно поступать в  систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать  на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависят в значительной степени  от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают  запросы и требования людей как  своеобразное выражение недовольства властями, их способности защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить  под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Демократические, [c. 299] конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования, идущие от различных групп населения, как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

На выходе системы - “исходящие”  легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы  могут приобретать разные формы  и содержание: распределение товаров  и услуг, поощрений и стимулов, законодательные акты регулирующие поведение граждан в различных  ситуациях; постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение  или введение политических символов; заявления о политической линии  и намерениях и т. п. Обычно все  вышеназванные “исходящие” политические системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

Подход Д. Истона в определении модели политической системы не дает возможности объяснить почему порой правительство принимает решения, которые не исходят из требований граждан, более того, часто противоречат их интересам и требованиям. Взять к примеру, решение американских правящих кругов о развязывании войны во Вьетнаме или решение правящей группы политбюро ЦК КПСС о вводе войск в Афганистан. В этих решениях народ, конечно же, никак не был заинтересован. Можно было сослаться и на другие весьма непопулярные политические акции. Принятие такого рода политических решений продиктовано импульсами (требованиями), исходящих не из внешней социально-культурной среды, а от внутренней правящей элиты, принимающей решения.

 

 

18. Функции политической  системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"