Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по политологии.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

того, чтобы  законы не противоречили друг другу  и не нарушали права и свободы

граждан.  

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени:

каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет  свою конституцию. И это

закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства

прежде всего  потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и

назначение, функции  и основы организации, формы и  методы деятельности.

Конституция устанавливает  пределы и характер государственного регулирования

во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения  государства с

человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую

юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его

честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным

законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты,

действующие в  стране, в виде определенного организованного  и

взаимосвязанного  целого, некоей системы, то конституция - это основание,

стержень и  одновременно источник развития всего  права. На базе конституции

происходит  становление различных отраслей права, как традиционных,

существовавших  еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен  в

экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституционный строй – это такая организация  государственной и общественной

жизни, при которой государство является политической организацией

гражданского  общества, имеет демократический, правовой характер и в не

человек, его  права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и

защита –  основной обязанностью государства.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы

конституционного  строя", в главах 3 - 8, посвященных  построению новых

институтов  власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского  государства исключительно важны  положения преамбулы

Конституции Российской Федерации о сохранении исторически  сложившегося

государственного  единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком

долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и  сегодня мешают ее

свободному  развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и

национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно

суверенное  государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на

общероссийском  референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции

референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего

основополагающего Закона.

В преамбуле  обращается внимание на то, что Конституция  подтверждает

незыблемость  демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что

она принята  с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при

этом из нашей  общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним,

но и будущими поколениями.

ВОПРОС № 6

Правовое государство - это такая форма организации  и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность

на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития

человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски

более совершенных  и справедливых форм общественной жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались

выявить такие  связи и взаимодействия между  правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности  считали, что наиболее разумна и  справедлива лишь та

политическая  форма общежития людей, при которой  закон общеобязателен как для

граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по

мнению древних  мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там,

где отсутствует  власть закона,- писал Аристотель,- нет  места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве  как о “деле

народа”, как  о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и  Рима оказали заметное влияние на

становление и  развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в

обществе в  эпоху перехода от феодализма к капитализму  порождают новые подходы

к государству  и пониманию его роли в организации общественных дел.

Центральное место  в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию  власти в руках одного лица

или властного  органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей  индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные  идеи правовой государственности изложили прогрессивные

мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли

на основе опыта  существования государств прошлого и настоящего объяснял

принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он

видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении

безопасности  для каждого. Боден определяет государство  как правовое

управление  многими семействами и тем, что  им принадлежит. Задача государства

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции  право-

вой государственности  значительный вклад внесли прогрессивные  мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов  идеи правового государства тоже

нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,

Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры

правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление

норм объективного права, которые определяют пределы  свободы каждого и

ограничивают  одни интересы от других, в том числе  и государственной

организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная

инициатива  требует простора, то государству  достаточно ограничиться охраною

субьективных  прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами

власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от

исполнительной  власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной

власти и  допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные

элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных  и субъективных

факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями

революционного  правосознания, а затем полностью  исключены из реальной жизни.

Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного  аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности.

Советская государственность  в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

классовой концепции  государства.

ВОПРОС № 7

Гражданское общество – это системы  самостоятельных и независимых  от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые  создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации. Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру. Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода личности и ее активное участие в общественной жизни, дееспособная система образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов. Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством. Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников средств производства, развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан как равноправных хозяйственных субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения сознания людей, формирование и закрепление чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности; в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей  на законодательную, исполнительную и судебную; связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением закона; взаимной ответственности государства и личности; отделения идеологии от государства.

Таким образом, гражданское общество выступает как сфера реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других интересов. Оно есть основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление гражданского общества представляет собой непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

ВОПРОС № 8

Понятие власти является одним из центральных в  политологии. Оно дает ключ к

пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики.

Определение понятия  власти,  её сущности и характера  имеет важнейшее значение

для понимания  природы политики и государства, позволяет выделить политику и

политические  отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и

механизмах  властвования является едва ли не самой главной задачей

политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах

политической  власти были предприняты ещё в  ранний период политической истории

Индии, Китая  и Греции. Например, то, что древнегреческое  «архе», обозначавшее

«власть» или «главенство», имело и другое значение – первоначало или

первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой

о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться  для человека

одновременно  и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы

философов и  писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко

и Кафка в  философских категориях или художественных образах пытались

приоткрыть  завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества

и человека.

Власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или

иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде

всего, для воспроизводства  человеческого рода. Семейно-родовая  форма власти

наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно

утверждалась  племенная власть. Формирование власти территориальной

обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое

немыслимо без  подчинения всех участников единой воле, а также потребностью

регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и

государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный  авторитет

старейшины  рода сменился авторитетом публичной  власти, которая отделилась от

общества и встала над ним.

Рассмотрим  некоторые основные концептуальные подходы к анализу природы  власти.

Во все времена  развития политической мысли считалось  аксиоматичной

неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости  власти в развитии и

функционировании общества является исходным для всех современных социальных я

политических  теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность

людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Уже в Древнем  Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая  внимание на божественную и

естественную  стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее

существования как механизма поддержания порядка  в общении между людьми,

регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до

н.э.) признавал  божественный характер происхождения власти. Следуя

патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую  власть императора над

подданными  отеческой власти старшего главы  семьи или рода над младшими его

членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической

концепции природы  власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем

виде высказывавшим  идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия

«общественного  договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда  на сущность политической

власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что

властный механизм необходим для организации и  регулирования «общения между

людьми», поскольку  «верховная власть повсюду связана  с порядком

государственного  управления...». В том же трактате Аристотель (в отличие от

Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной

или политической.

ВОПРОС № 9

Социальная иерархия  — иерархическая структура отношений власти, доходов, престижа и т. д. Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов.

Многие организации, например, компании, церкви, армии и политические движения являются иерархическими организациями (по крайней мере официально). Обычно старшие, называемые «боссами», имеют больше власти, чем их подчиненные. Таким образом, отношения, определяющие эту иерархию, являются «командными» или «властными».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"