Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ПОЛИТОЛ.docx

— 76.38 Кб (Скачать файл)

Правда, правитель должен опекать подданных и не должен без крайней нужды прибегать  к их притеснений. Свои действия он должен направлять так, чтобы они воспринимались как благотворительность. В отличие от оскорблений, которых, по Н. Макиавелли, нужно наносить быстро и вместе, благотворительность следует проявлять в малых дозах, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощущали его как можно полнее и лучше. По мнению мыслителя, самосохранения и укрепления политической власти любыми средствами является доминирующим интересом государственности.

В целом Н. Макиавелли сделал весомый вклад в развитие политической мысли, и западная политология считает  его основоположником науки о  политике.

Политико-правовые взгляды  Т. Джефферсона

Томас Джефферсон (1743–1826) – третий президент США. Его политические взгляды были близки к идеям Пейна, Руссо. Критиковал Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему «сдержек и противовесов» и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз, тем самым превратиться в пожизненного монарха. Большой недостаток Конституции – отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая  трактовка естественно-правовой концепции  проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Выступал за идею народного сувере нитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Он критиковал капитализм, ведший к обнищанию и разорению широких  слоев населения. Главная причина  этого – крупное капиталистическое  производство. Идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеал  – демократическая республика свободных  и равноправных фермеров.

Джефферсон – основной автор проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного государства. Разрыв с религиозными представлениями о государ ственной власти, естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан – все это делало Декларацию выдающимся политическим и теоретическим документом.

Все люди сотворены равными, они  наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами (жизнь, свобода, стремление к счастью). В перечне  неотъемлемых прав нет права собственности, т.к. по мере обострения колонистов с  Англией их представления о свободе  и собственности все более  сливались. Колонисты видели свою свободу  в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы.

Правительство создается людьми для  охраны естественных прав человека, и  власть правительства проистекает  из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму  правления (правительство), что долгом и правом людей является свержение  правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано убедительно.

Далее в Декларации содержатся пункты обвинения английского короля в  стремлении к деспотии, дающие право  образовать независимые США. 

 

Политико-правовое учение Ш. Монтескье

 

 

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель. Основные произведения: "Персидские письма" (1721),"Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748). 
 
 Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.  
 
 В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны,- писал Монтескье,- побуждает установить законы между людьми". Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой (гражданское право). 
 
 Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса.  
 
 На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства.  
 
 Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия.  
 
 Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им". Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одноголица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. 
 
 Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе: 
 
 1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.  
 
 2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. 
 
 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". 
 
 Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя. 
 
 Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".





 


 
 
 
 
 
 

   

Билет 5

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с  европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение  между Европой и Азией, Западом  и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении  с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического  развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.



Развитие общественно-политической мысли в России  

 Русская общественно-политическая  мысль как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла пять  этапов: 
   Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественнополитической мысли на Руси считается киевский митрополит Илларион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформулировал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины); по закону существовал лишь один богоизбранный народ - иудеи; с появлением благодати образовалось сообщество равноправных христианских народов; Русь занимает равное с другими государствами положение в мире; необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью; Русская церковь должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина. 
   Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получили в следующих трудах: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», а также в летописях: Лаврентьевской (1377 г.), Новгородской (XIV в.), Ипатьевской (XV в.) и других. Главная идея политической мысли Руси XV-го в. - величие власти Московских государей - была разработана монахом Филофеем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва - третий Рим». 
   Согласно этой теории история человечества есть история великих всемирных государств: первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей до предначертанного Богом конца света предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, «а четвертому не быти». 
   Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное государство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Это период образования и укрепления абсолютизма в политической мысли России. В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Яркий след в нем оставили Ф.Прокопович, В. Татищев, И.Посошков, М.Щербатов, С.Десницкий, А.Радищев и др. Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; народ при этом не может расторгнуть такой договор; содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел; лучший «образ правления» - неограниченная монархия; нужно осуждать ограниченную монархию; аристократия и демократии должна быть подвергнута критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью. 
   Василий Татищев (1686-1750 гг.) был идеологом «просвещённого абсолютизма» и автором оригинальной теории происхождения государства и теории происхождения социального неравенства (теория 3-х «узд неволи»): первая узда - подчинение родителям; вторая узда - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжимости такого договора составляло основу крепостного права (этому положению вещей противопоставляется договор о создании «общена- родия», или республики); третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо. 
   Иван Посошков (1652-1726 гг.) отражал взгляды и идеи нарождавшейся буржуазии. В своих трудах он: провел идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть царя подобна власти бога; предложил чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю; предложил устроить единый суд для всех сословий. 
   Михаил Щербатов (1733-1790 гг.) выступал как защитник крепостничества, аргументируя это историческими, экономическими и юридическими фактами, рисуя идиллическую картину взаимоотношений между помещиками и крестьянами; предлагал строить государство на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации; считал, что верховная власть должна принадлежать императору. 
   Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную теорию возникновения государства, связывая его появление с частной собственностью (по его мнению, у первобытных народов не было законов, правительств, государства); пытался исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сторонник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его условиях нельзя применить многие прогрессивные методы. Александр Радищев (1749-1802 гг.) в знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» изложил теоретические основы политической программы и свои взгляды на происхождение и сущность государства: образование государства связано с возникновением собственности; государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых; критиковал крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравственных возражений; подверг критике весь государственный аппарат абсолютизма; отверг теорию просвещённого абсолютизма; говорил об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом; выдвинул идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народный суверенитет. 
   Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.). Начало ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский) государства. 
   Наиболее видными мыслителями этого этапа были: представители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал П.И.Пестель (1793-1826 гг.); представители российского революционного демократизма: А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (18141876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.), Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др. Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В. Ленин, И. Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер. 
   Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политическими требованиями, ориентированными на новые идеалы. Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества. Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «Политика» писал: «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа. Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».

Б  илет 7Политическая жизнь общества 
Политическая жизнь общества – это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов. Возникновение политической жизни как относительно самостоятельной сферы явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития. 
 
Политическая жизнь – это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои кооперированные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств. Такая характеристика политической жизни людей дает основание для выделения ее важнейших групп элементов: субъектов и объектов политической деятельности, направлений политической деятельности и специфических средств политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлена политическая деятельность и каким образом она осуществляется. 
 
Одними из первых в стадию высокого массового потребления вступили США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция. В этих странах, как и в ряде других, классовая борьба в традиционном ее понимании не находит своего места. Однако это вовсе не означает того, что политическая жизнь здесь угасает, что граждане политически пассивны. 
 
Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, личности, наций и народностей, а также социальных институтов. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения своего доверия или недоверия власть имущим. Это та сфера, где проявляется активная деятельность политических лидеров, их политическая воля, способные оказывать значительное влияние на ход общественного развития. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний : при выборе главы государства, парламентских выборах. 
 
         Кроме того, следует иметь в виду, что политическая жизнь включает в себя как господствующие институты и учреждения, так и политические учреждения, элементы, находящиеся в оппозиции государственной власти. Для того, чтобы более конкретно представить себе политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть основные ее формы. 
II 
.Структурные компоненты жизни общества. 
Критерием для выделения основных форм политической жизни является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества: государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); политические партии и политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения; средства массовой информации; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти; политическая деятельность. 
 
Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-либо причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическая напряженность, которая может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Поэтому многие боятся конфликтов как таковых. Но ведь конфликты постоянные спутники политической жизни и попытка избавиться от них вообще дело безнадежное. Это мероприятие из области утопии. Хотя в марксистских программах общество будущего виделось бесконфликтным. Но практика опровергла этот тезис. В то же время следует учитывать и такое обстоятельство, когда одни формы, элементы политической жизни значительно опережают другие и разрыв достигает критической отметки, в обществе возникает острый политический кризис, способный привести к разрушению определенных форм политической жизни. Пример тому развал СССР, политические кризисы в ряде бывших республик Союза.Как известно, среди элементов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения, нормы и ценности. Именно среди них и начался кризис, так как обнаружилась их слабая практическая значимость в изменившихся условиях жизни общества. 
 
Командно-административная система оказалась неспособной удовлетворить самые элементарные социально-политические и нравственные требования людей. Система по сути дела деградировала. Более того, начался процесс ее вырождения. Это проявилось в прекращении выполнения части аппарата власти, своих элементарных функций и появления неформальных структур, которые стремились компенсировать бездеятельность официальных органов власти и управления.В демократическом обществе подобная ситуация не могла возникнуть. Все это говорит о том, что политическая жизнь в советском обществе покоилась не на принципах демократии. Демократические параметры политической жизни общества были слабо выражены. Каковы же эти демократические параметры?Как свидетельствует исторический опыт, в политической жизни общества демократия имеет несколько измерений. Например, демократия как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Такое понимание демократии дает возможность осмыслить природу политической власти, ее сущность, выяснить вопрос о том, кто правит.   
 
Кроме этого, в политической жизни общества большое значение имеет демократия общественно-политическая. В этом случае демократия предстает как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций. Вполне очевидно, что это явление высокоорганизованного гражданского общества. Важную роль в изучении политической жизни общества играет анализ демократии как политического мировоззрения и как политической ценности. Как политическое мировоззрение демократия – это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Демократия как политическая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и свобод граждан в их формально – абстрактном или конкретном выражении. 
 
Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему.  
 
Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику, тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии . 
 
К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие  граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства. 

 

 

Билет 8


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"