Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ПОЛИТОЛ.docx

— 76.38 Кб (Скачать файл)

По Платону, существующим несовершенным формам государственности  предшествовала идеальная форма  общежития глубокой древности. Тогда  боги управляли отдельными областями, а в обществе было все необходимое  для жизни, войны отсутствовали, люди были свободны. /1/.

Идеальному типу государства  у Платона противопоставляется  отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных». /1/.

Платон выделяет четыре формы  отрицательного государства, это - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Тимократия (господство честолюбцев) явилась первой по времени из отрицательных форм. Первоначально она сохраняла черты совершенного строя, но со временем обозначились признаки упадка - страсть людей к обогащению и корысть.

Второй ступенью разложения стала олигархия (господство небольшой группы населения над большинством). В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. Для Платона этот закон состоит в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое». Напротив, в олигархии некоторые члены общества занимаются множеством дел - и земледелием, и войной, и ремеслами. Олигархия переходит в еще худшую форму государственного устройства - вдемократию (господство большинства в обществе, где различия между богатыми и бедными обостряется еще сильнее).

Самой худшей формой государства  Платон считал тиранию (господство одного над всеми). Тирания происходит из демократии - рабство из свободы. Тиран  постоянно ведет войны, чтобы  держать подчиненных в страхе и убедить их в необходимости  вождя; постоянная же война вызывает недовольство и ненависть против тирана, который вынужден уничтожать недовольных. /2/.

Всем вышеозначенным формам государственности Платон противопоставляет  проект наилучшего государства, основным принципом которого выносит справедливость. Таким государством управляет меньшинство, но в отличие от олигархии способное  меньшинство. Каждому гражданину здесь  отводится специальное занятие  и специальное положение. Это  государство сильное, самодостаточное и способное защищать себя от враждебно настроенной среды, оно также способно обеспечить своих граждан необходимыми благами и блюдет в себе духовную деятельность и творчество. В нем необходимые функции и работы разделены между специальными разрядами граждан, разделение по разрядам происходит по нравственным задаткам и свойствам отдельных групп людей. На разделении труда Платон основывает все современное ему общество и государственный строй.

Совершенное государство  по Платону обладает четырьмя доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) благоразумием, 4) справедливостью.

Под «мудростью» Платон имеет  в виду высшее знание. Это знание принадлежит лишь немногимфилософам, которые и управляют государством. Только философы должны управлять государством и только при их правлении государство будет благоденствовать.

«Мужество» - также привилегия немногих («Мужественным государство  бывает лишь благодаря какой-то одной  своей части»).

Третья доблесть - благоразумие - в отличие от двух предыдущих, принадлежит  всем членам государства.

Наличие в государстве  «справедливости» подготавливается и  обуславливается «благоразумием». Благодаря самой справедливости каждый разряд общества и каждый отдельно взятый человек и получает для  исполнения свое особое дело. /2/.

Свой проект Платон считает  осуществимым лишь для греков, для  всех остальных народов он неприменим ввиду их якобы неспособности  к устройству общественного порядка.

2. Образ идеального  государства у Арестотеля.

Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Достижение высшей цели для него совсем не означает бегство от действительности; высшая цель Аристотеля - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, но человеческая природа для него несовершенна, и  жизнь нуждается в ряде благ, среди  которых философ выделяет и богатство.

В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения: 1) общение в рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в  рамках общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках обмена хозяйственными благами. Целью любых экономических  отношений Аристотель считает выгоду. В общении же, образующем государство  цели совсем иные, они не исключительно  хозяйственные. /1/.

Целое предшествует части, и  государство как структура предшествует семье и личности. Семьи и отдельные  лица принадлежат составу государства, однако по Аристотелю, не все лица можно  отнести к государственному составу, рабы остаются за чертой.

Свой проект идеального государства  Аристотель строил, изучая реальные существующие типы государственной власти. Из современных  ему государственных устройств, Аристотель особо критиковал строй  афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии. Из политических теорий наибольшей критике он подвергал  теорию своего учителя Платона.

Для построения идеального государства Аристотель не требует  экстремальных условий революции, он считает, что задача политика - строить  на уже существующей почве, а не на месте разрушенного государства.

Аристотель говорит, что  государство - сложное понятие, как  и сложен его состав. «Государство представляет собой нечто составное, подобно всякому целому, но состоящему из многих частей»:

  • народная масса (земледельцы)
  • ремесленники
  • торговцы
  • наемные рабочие
  • военное сословие. /3/.

Эти классы, необходимые  для существования государства, имеют совершенно разное значение и  достоинство. Два главных класса, составляющих город-государство, - это  военное сословие и граждане, входящие в законосовещательный орган.

Аристотель, утвердив свое государство  на основе рабского труда, рассматривает  возможные формы государственного устройства рабовладельческого общества. Свой проект идеального государства  он строит, изучая исторически известные  формы государства, считая их все  формами именно рабовладельческого государства.

Общепризнанно, что главных  форм государственного устройства две - демократия(власть большинства) и олигархия(власть меньшинства). Аристотель главным различием между этими устройствами считает богатство и бедность. Там, где власть основана на богатстве, безотносительно меньшинства или большинства, это олигархия, а где правят неимущие, там демократия. Олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия - неимущих. Обе эти формы государственности, по мнению Аристотеля, не приносят общей пользы и являются ущербными. Богатые и бедные «оказываются в государстве элементами диаметрально противоположными друг другу»18. Наилучшее же государственное общение - это то, которое достигается посредством «среднего элемента», и те государства имеют наилучший строй, где больше «среднего элемента». Под «средним элементом» философ имел в виду один из господствующих классов. /3/.

Аристотель утверждает, что  государство, состоящее из средних  людей, будет самой лучшей государственной  формой, а его граждане будут в  наибольшей безопасности.

1. Платон- имя Аристокл (427-347 г.г. до н.э.)Платон один из первых обращается к характеристике политической жизни и прежде всего государства. Он изучил политическое устройство многих государств. Он дал классификацию форм государств, выделил две группы:совершенная( аристократическая республика аристократическая монархия), несовершенная( тимократия (государство чести и цензы) , олигархия, демократия ( власть толпы , неимущих) , тирания). Платон создает концепцию наилучшего идеального государства. В этом государстве власть принадлежит справедливо избранным мудрецам. Рядовые граждане не обладают истинным знанием, потому они обязаны подчиниться мудрецам. Устанавливается государственная собственность на все. Общество и личная жизнь регулируются государственными законами. В государстве должно существовать очищение от негодных с помощь смертной казни. Высшие классы хотя и управляют государством, но они не могут воспользоваться ничем, что не разрешено законом. В более поздних работах Платон допускает существование частной собственности, существование отдельной семьи и возможность участия граждан в управлении через народное собрание. 2. Аристотель (384 - 32 гг. до н.э. ) - ученик Платона. Изучил политическое устройство 158 государств-полисов. 1. Аристотель был идеологом рабовладения и считал его естественным и необходимым. Аристотель говорил: «Рабы существуют потому, что люди различаются по своим способностям. Одни способны только управлять, а другие не способны даже понимать происходящее. Рабы необходимы в государстве т.к они обеспечивают свободное время философов, ученых и управляющих, чтобы они имели свободное время для занятий своими делами>>. Одна часть общества развивается за счет другой части общества.2.Высказывается за индивидуальную частную собственность, однако выступает против сверхбогатства и считает разумным средний достаток.3. Аристотель порывает с идеей религиозного происхождения государства и указывает на естественные причины.4. Высказывал догадку о сущности государства. Считал, что государство - воплощение справедливости и права; право Аристотель связывает с государством. Право понимает как справедливость, порядок установленный государством. Выделяет справедливость: распределяющая ( в управлении );уравнивающая ( в торговле ).5. Выделяет разные формы государства:5.1. По количеству властвующих (один, немногие):иерархия;деспотия, олигархия;демократия.5.2. По справедливости: правильные ( правители имеют в виду общее благо );неправильное ( личное ).5.3. По степени влияния: олигархия ( власть богатых );демократия.6. Аристотель вскрывает причины смен форм государства. Одна из причин - стремление людей к увеличению социального неравенства; другая - стремление людей к уменьшению социального неравенства. 7. Аристотель дает характеристику идеального государства. В нем сохраняются рабство, индивидуальная собственность; ремесленники лично свободны, но не являются гражданами государства. Граждане не занимаются ни ремеслами, ни земледелием - это удел рабов и ремесленников. 

Билет 4

Политическое учение Никколо Макиавелли

 

Самым ярким представителем политической мысли этого периода  был знаменитый итальянский мыслитель  и политик Никколо Макиавелли (1469-1527), известный прежде всего своими трудами «Правитель» (1513), «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532). Н. Макиавелли вошел в историю политической мысли как создатель новой науки о политике. Толкование им политики отделяется как от теологии, так и от этики. На основе обобщения многовекового опыта существования государств прошлого и современности мыслитель доказывает, что политические события, изменения в государстве происходят не по воле Божьей, не из прихоти или фантазии людей, а имеют объективный характер. Неуместно также постигать и решать политические проблемы, руководствуясь моральными соображениями, ибо власть, политика уже по своей природе является позаморальними явлениями.

Понимание политики как объективного явления закладывало прочный  фундамент политической теории как  точной, опытной науки, которая, по мнению мыслителя, объясняет прошлое "Белэкспо" - национальный выставочный центр, управляет настоящим и может прогнозировать будущее. Н. Макиавелли пытается раскрыть закономерности общественно-политических явлений, выяснить причины изменения одной формы государства другой, определить лучшую из них, рассмотреть проблемы соотношения власти правителя и народа и т.п. Анализ и решение этих вопросов, исходя из потребностей времени, предоставляли учению мыслителя значение практической науки о политике, управления государством. Введение самого термина, то есть «государство», в политическую науку Нового времени связывают именно с Н. Макиавелли. Ученый считал, что государство создали не Бог, а люди, исходя из потребности общего блага. Сначала люди жили разрозненно, но впоследствии объединились, чтобы лучше защищаться. Они избрали из своей среды сильнейшего и храбрейшего главаря и начали ему подчиняться. Целью государства является обеспечение каждому свободного пользования имуществом и безопасности. Для этого принимаются законы и назначаются наказания. Но после того как власть стала наследственной, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости и перешли к угнетение народа. Абсолютная власть, считает мыслитель, быстро развращает как правителей, так и подданных.

В результате монархия превращается в тиранию, которая не имеет права  на существование и должна быть уничтожена вместе с тираном. После уничтожения  тирании наступает аристократическое  правление, со временем оно вырождается  в олигархию, которая испытывает участия тирании. Далее народ  вводит народное правление, после чего круговорот форм государства повторяется.

Н. Макиавелли различает  монархию, аристократию и народ - не правление, искажением которых есть тирания, олигархия и охлократия. Первые три формы правления он называет правильными, но считает их неустойчивыми и недовготривалими. Лучшей, по его мнению, является смешанная форма, в которой сочетаются элементы всех правильных форм. Сравнивая преимущества различных форм правления, Н. Макиавелли отдает предпочтения республике, потому что она наиболее соответствует требованиям равенства и свободы. Республика является более устойчивой, чем монархия, она лучше приспосабливается к различным условиям, обеспечивает единство и мощь государства, порождает в людях патриотизм. Народ мыслитель ставит выше монарха, считая его умнее.

Эти идеи изложены Н. Макиавелли главным образом в его исторических трудах. Принципиально другими его  взгляды, представленные в трактате «Правитель» (в оригинале эта  работа имеет название «II ргіпсіре», что означает «единоличный правитель»). Основное содержание этой работы составляют описание образа идеального, по мнению Н. Макиавелли, правителя и рекомендации относительно того, как ему осуществлять и укреплять свою власть.

Н. Макиавелли утверждал, что  ради достижения политических целей  правитель может использовать любые  средства, несмотря на требования морали: прибегать к обману, действовать  лестью и грубой силой, физически  уничтожать своих политических противников. Правитель должен быть похожим на сильного льва, чтобы запугивать волков, и на хитрого лиса, чтобы не попасть  в ловушку. По сути дела, отмежевание  от политики морали превратилось в  проповедь Н. Макиавелли аморалізму в политике. Политика, в понимании мыслителя, - это сфера коварства и вероломства. С тех пор аморальная политика по принципу «цель оправдывает средства» получила название «макиавеллизм».

Чем же была вызвана такая  позиция Н. Макиавелли? Прежде всего историческими обстоятельствами. Тогдашняя Италия была раздроблена на несколько враждующих между собой княжеств, которые к тому же подвергались нападкам со стороны иностранных завоевателей. Будучи флорентійцем и патриотом Италии, мыслитель страстно желал ее объединения в единую крепкую государство. А это, по его мнению, мог сделать только сильный единоличный правитель, который для достижения политических целей, главной из которых является укрепление государства, не пренебрегает никакими средствами. Прообраз такого правителя Н, Макиавелли видел в тогдашнем итальянском правители Чезаре Борджиа, известном своими злодійствами. По сути дела, осуждая тиранию как форму правления, мыслитель оправдывал ее относительно тогдашних итальянских условий.

Указанная позиция Н. Макиавелли объясняется также одной из основных аксиом его политической философии - мыслью о том, что люди по своей  природе являются порочными, эгоистичными и злыми существами, их беспокоят  не благо государства, а прежде всего  собственные материальные интересы. Н. Макиавелли отмечал, что люди могут  смириться с потерей свободы, власти, даже со смертью отца, но никогда  и никому не простят потери собственного имущества. Политика призвана отвечать порочной природе людей. Правитель  должен быть убежденным, что знать - честолюбивая, а народ - чернь, которая  увлекается внешними эффектами и  успехом. Покорность подданных лучшее гарантируют принуждение и страх.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"