Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).

Вложенные файлы: 1 файл

иппу.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике — наука это или искусство?

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только любознательность, стремление постигнуть причины существования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества.

Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений — желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

 

  1. Политические и правовые учения в Древней Индии.

 

Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать

1. Её религиозный, духовный характер.

2. Сосредоточенность на проблемах  нравственного содержания.

3. Главный фактор её развития - религия.

4. Влияние мифологических представлений  о государстве и праве.

 Выделялись две религии - брахманизм  и буддизм. Это две противоположные  религиозные концепции. Идейные  расхождения между ними произошли  на почве толкования мифов  и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества. В Древней Индии варн было четыре:

1. Варна жрецов (брахманы).

2. Варна воинов (кшатрии).

3. Варна землевладельцев, ремесленников  и торговцев (вайшьи).

4. Низшая варна (шудры).

 Брахманизм.

 Данная религия направлена  на утверждение верховенства  знати. Основное произведение - "Законы  Ману".

Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные.

 Основные положения:

1. Многобожие.

2. Закон кармы (учение о переселении  душ). Душа человека после его  смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.

3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.

4. Обоснование варн: они созданы  богом.

5. Обосновывалось неравенство  людей. Сословная принадлежность  определялась по рождению и  являлась пожизненной. Переход в  высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность.

6. Наказание и принуждение как  средства, обеспечивающие кастовые  предписания. Внушение угнетенным  мысли о бесплодности борьбы  за улучшения условий жизни.

7. О государстве:

а) существуют два вида власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями - кшатриями).

б) верховенство духовной власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).

в) в каждом государстве существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их убывающего значения).

г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников.

д) власть правителя - на совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное значение (так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять).

е) государство представляет собой сдерживающее начало.

ж) существует два вида наказания:

  1. наказание царя,

  2.наказание после смерти (переселение  души).

 Буддизм.

 Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась  мысль о боге как верховной  личности и нравственном правителе  мира, первоисточнике закона. Дела  человеческие зависят от собственных усилий людей.

 Основные идеи:

1. Признание нравственно - духовного  равенства людей.

2. Критика системы варн и  принципа их неравенства.

3. Жизнь - это страдание, и источник  этих страданий - сама жизнь. Страдания  можно прекратить в этой земной  жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.

4. Дхарма - это управляющая миром  природная закономерность, естественный  закон.

5. Ограничение роли и масштабов  наказания.

6. Не должно быть наказания  без вины.

7. В целом, невнимание к реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных несчастий.

8. Буддизм сосредоточен на проблемах  человека.

 Дальнейшая история индийской  общественной мысли связана с  возникновением и утверждением  индуизма - религии, впитавшей элементы  брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение за пределами Индии. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.

 

  1. Политические и правовые учения в Древнем Китае.

 

Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.

  Идет борьба между имущественной  и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический  кризис.

В поисках выхода из кризиса , в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

 Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге  ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.

 Основные положения и проблемы:

1. Проблема государства. Развивал  патриархально - патерналистскую концепцию  государства. Государство - это большая  семья. Власть императора подобна  власти отца, а отношения правящих  и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба".

2. Проблема этики. Благородный  человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве.

3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.

4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.

5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:

а) забота о земледелии;

б) умеренность в налогах;

в) скромность государственных расходов (содержание двора);

г) воспитание народа;

д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.

6. Проблема войны. Конфуций отрицательно  относился к завоевательным походам  китайских царств друг против  друга или против других народов.

7. Правовые взгляды Конфуция:

а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.

б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.

в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.

 Во II в. до н. э конфуцианство  было признано в Китае официальной  идеологией и стало играть  роль государственной религии.

 Даосизм.Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - ("Книга о дао и дэ").

 Основные идеи:

1. Понятие "дао". Дао - это естественный  ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда  всё вернётся. Дао - бесконечная и  непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао все равны.

2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация  несовместимы. Чем больше развивается  человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.

3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно  быть простым. Правитель не должен  вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

4. Отношение к войне. Осуждение  всякого рода насилия, войн, армии.

5. Осуждение роскоши и богатства.

6. Представление об идеальном  правителе:

а) Он должен быть умным.

б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.

в) Понимать дао.

7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте.

8. Против правления законов.

  Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

 Основные положения концепции:

1. Договорная концепция происхождения  государства. В древности не было  управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.

2. Идея единой для всех справедливости  и власти.

3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе  и отлаженная система исполнительной  службы. Для установления полного  единства в государстве необходимо:

а) насаждение единомыслия;

б) искоренение вредных учений;

в) поощрение доносов;

г) поддержание социального равенства.

4. Осуждалось замещение государственных  должностей по принципам происхождения  и родства. На государственную  службу следует выдвигать наиболее  мудрых, независимо от происхождения.

5. Вред законов. Огромное значение  предавалось принципу всеобщей равной любви.

6. Государство должно заботиться  о благе народа. Народ должен  быть сыт. Эту проблему следует  решать так - все должны заниматься  физическим трудом.

7. Признавалось право народа  на восстание против несправедливой  власти.

 В целом это учение занимает  промежуточную ступень между  конфуцианством и легизмом.

 Легизм.Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана:

а) враждебностью по отношению к людям;

б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.

 Основные положения:

1. Невозможность возврата к  старине.

2. Принцип этатизма: интересы государства  превыше всего.

3. Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла.

4. Понятие идеального государства  включает в себя:

а) сильную верховную власть;

б) вооруженную на высшем уровне армию;

в) централизованность государства;

г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;

д) единый порядок и законы.

5. Роль законов. Законы должны  быть едиными и равными для  всех. Люди должны быть равны  перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного  управления - метод наказаний и  поощрений. Наград должно быть  мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).

Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»