Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История политических и правовых учений".

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 278.51 Кб (Скачать файл)

 
 

 

Константин  Евгеньевич Халин

Шпаргалка по истории политических и правовых учений

1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук – юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.

В системе  юридических наук и юридического образования  история политических и правовых учений является самостоятельной  научной и учебной  дисциплиной одновременно исторического и  теоретического профилей. Эта ее особенность  обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и  освещается специфический  предмет – история  возникновения и  развития теоретических  знаний о государстве, праве, политике и  законодательстве, история  политических и правовых теорий.

Оледует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей.

В отличие  от предметов юридических  наук, предметом истории  политических и правовых учений являются не сами исторически  возникающие и  развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие  формы их теоретического познания. Вместе с  тем очевидны взаимосвязь  и взаимовлияние  истории политико-правовых идей и учений, с  одной стороны, и  истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без  знания истории государства  и права так  же невозможно уяснить  конкретное содержание соответствующих  политико-правовых теорий, как и без соответствующих  теоретических положений  и концепций невозможно научно осветить исторически  развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении  с общетеоретическими юридическими науками  история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная  на изучение истории  политико-правовых теорий, закономерностей  исторического процесса возникновения и  развития теоретических  знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном  процессе взаимосвязей в юридической  науке исторических и теоретических  дисциплин история  политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной  из важных историко-теоретических  предпосылок развития современного политико-правового  знания, совершенствования  теоретических разработок проблем государства  и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и  взаимосвязи исторических и теоретических  аспектов внутри самой  этой дисциплины, отчетливо  отражают то принципиальное обстоятельство, что  предмет рассматриваемой  дисциплины – это  не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а  именно их история. Выяснение  смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и  ее методологии.

Соединение  в рамках единой юридической  дисциплины политических и правовых учений обусловлено в  конечном счете той  тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих  понятий, которая  особенно отчетливо  видна со специфических  предметно-методологических позиций юридической  науки в целом, представляющей собой  единый комплекс государствоведения и правоведения. Политические учения прошлого представлены в предмете не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

2. ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

Политические  и правовые учения в строгом и  специальном смысле этого понятия  появились лишь в  ходе довольно долгого  существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем  возникновении политико-правовая мысль у древних  народов на Востоке  и на Западе –  у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Земные  порядки согласно древним мифам  – неразрывная  часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В  русле такого понимания  и освещается в  мифе тема земной жизни  людей, их общественного  и государственного устройства, их взаимоотношений  между собой и  с богами, их прав и обязанностей. Та или иная версия божественного  происхождения земной власти и порядка  является, таким образом, общеобязательной моделью  соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией.

В мифах  ряда народов говорится  о первоначальном непосредственном правлении  богов, которые затем  научили людей  искусству управления и передали власть земным правителям. Согласно древневавилонским  и древнеиндийским  мифам боги, являясь  источником власти правителя, вместе с тем и  сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских  судеб.

Известное своеобразие присуще  религиозно-мифологическим представлениям древних  евреев. По их версии, единый истинный бог  находится в особом договорном отношении  со всем еврейским  народом, является его  главой и царем. Заслуживает  внимания используемое здесь представление  о договорном характере  власти. Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога.

Весьма  оригинален древнекитайский  миф о божественном происхождении и  характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Эти представления широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н. э. – Законах Хаммурапи.

Мифические  представления древних  персов нашли позже  свое развитие и выражение  в зороастризме. Основателем  этого религиозно-этического течения был Заратустра (VIII в. до н. э.). Государство согласно зороастризму должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ор-музда, он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро.

При всей своей специфике  религия тематически  и хронологически следует за мифом  и является по отношению  к первичным мифам  о богах последующим, вторичным образованием. Мифический теизм  предшествует религиозному теизму и теологии. Проистекающая отсюда преемственность  между мифом и  религией (преемственность, значимая также в  области политико-правовых воззрений и прямо  проявляющаяся, например, в виде учений о  божественном характере  власти и порядка, о божественном праве  и т. п.) очевидна.

Теистический  подход, воспринятый  религией от мифа и  основательно в ней  переработанный, повсеместно  стал заметным и влиятельным  направлением политико-правовой мысли, чье воздействие  в модифицированных формах продолжается и в наши дни.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Под заметным влиянием мифологических и религиозных  представлений сформировалась и развивалась  политико-правовая мысль  в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологически-органической концепции определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Брахманизм  получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию  в другом памятнике  древнеиндийской  мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX–VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией  брахманизма пронизаны  многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брах-манистскими школами.

Примерно  ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману». В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечательно, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям.

С критикой ряда основных положений  Вед, Упани-шад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей.

С позиций  признания нравственно-духовного  равенства всех людей  Будда и его  последователи подвергли  критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство.

4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных  течений древнекитайской  философской и  общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему  культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение  народа и т. д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Фундаментальную роль во всей истории  этической и политической мысли Китая сыграло  учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Опираясь  на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую  концепцию государства. Государство трактуется им как большая  семья. Власть императора («сына  неба») уподобляется власти отца, а отношения  правящих и подданных  – семейным отношениям, где младшие зависят  от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства  людей. Тем самым  Конфуций выступал за аристократическую  концепцию правления, поскольку простой  народ полностью  отстранялся от участия  в управлении государством.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"