Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).

Вложенные файлы: 1 файл

иппу.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Экзаменационные вопросы

по «Истории политических и правовых учений»

  1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
  2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
  3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
  4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
  5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
  6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
  7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
  8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
  9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
  10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).
  11. Средневековые теократические теории.
  12. Политико-правовое учение М. Падуанского.
  13. Учения средневековых юристов.
  14. Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден).
  15. Политико-правовые идеи Реформации.
  16. Политико-правовая идеология утопического социализма в Зап. Европе 16-17 вв.
  17. Политические и правовые учения в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза).
  18. Основные направления политико-правовой идеологии в период английской буржуазной революции 17 в.
  19. Политическое и правовое учение Дж. Локка.
  20. Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв.
  21. Политические и правовые учения в Италии 17-18 вв.
  22. Просветительское направление в истории политико-правовой мысли 18 в.
  23. Основные направления политико-правовой идеологии в период Великой французской буржуазной революции.
  24. Теория общественного договора в истории политико-правовой мысли.
  25. Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк).
  26. Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость.
  27. Учение И. Канта о государстве и праве.
  28. Политико-правовое учение Г.В.Ф. Гегеля.
  29. Политические и правовые учения в России пер. пол. 17 вв.
  30. Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв.
  31. Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв.
  32. Историческая школа права в Германии в конце 18 в.
  33. Политическая теория евразийства.
  34. Политико-правовое учение Ш. Л. Монтескье.
  35. Либеральные учения в Зап. Европе в 19в.
  36. Буржуазно-либеральные учения в России 19 в.
  37. Утопический социализм в Зап. Европе в 19 в.
  38. Политико-правовые идеи западников и славянофилов.
  39. Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.
  40. Политико-правовые учения В.И.Ленина.
  41. Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.
  42. К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.
  43. Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин).
  44. Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин).
  45. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом).
  46. Социологический позитивизм.
  47. Нормативистская теория Г. Кельзена.
  48. Теория солидаризма Л. Дюги.
  49. Политико-правовое учение М. Вебера.
  50. Теория элит (Г. Моска, В. Паретто).
  51. Теории политических систем.
  52. Теории «возрожденного» естественного права.
  53. Национализм и расизм в политико-правовых доктринах 20 в.
  54. Психологические теории права.
  55. Основные направления западной футурологии.
  56. Теория государственного и народного суверенитета в истории политико-правовой мысли.
  57. Теория правового государства в истории политико-правовой мысли.
  58. Теория разделения властей в истории политико-правовой мысли.
  59. Теория естественного права в истории политико-правовой мысли.
  60. Теория социального государства.
  61. Теория полицейского государства.
  62. Теория конституционализма.

 

  1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.

 

Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права,  закономерностях  их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении  с  государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения — оценки существующего государства и  права, политические цели и задачи.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

История политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII–XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX–XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.

 

  1. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.

 

Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права,  закономерностях  их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении  с  государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения — оценки существующего государства и  права, политические цели и задачи.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

В обобщенном виде применительно дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:

1) метод как способ построения  определенной политико-правовой  теории (здесь речь идет, прежде  всего, о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.);

2) метод как способ интерпретации  и оценки, предшествующих политико-правовых  учений (данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и

3) метод как способ и форма  выражения определенного типа  и принципа соотношения между  данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.)

Первым способом изучения политических явлений стал

1)эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.

2)Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa — причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно- следственного метода во многом опиралось на достижения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.

3) Метод позитивного  и нормативного анализа. Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта. Нормативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования, выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление. Нормативный анализ очень важен при формировании экономической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильно затрагиваются интересы людей и, следовательно, резко возрастает субъективизм оценок.

4) метод научной  абстракции, который заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования экономических процессов.

5) методы диалектического  и исторического материализма. Главный тезис материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием.Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по отношению к сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются мнения об ограниченных возможностях материалистической диалектики.

6) Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных.

Периодизация истории политических и правовых учений.

 

История политических и правовых учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся философия и иные формы сознания предыдущих эпох и решаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вызвали широкое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии

XVI—XVII вв. идей и методологии  античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и феодального неравенства использовались идеи первоначального христианства с его демократической организацией; в периоды революционных событий вспоминались демократические идеи античных авторов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей").

Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, если нет социальных интересов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, поскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же: доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание и толкование. История политических и правовых учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом теории государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.

История политических и правовых учений — не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»