Формы проявления коррупции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но
эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно
полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и
последствий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I.
§1. Понятие коррупции…………………………………………………………………..4
§2. Формы коррупции в России…………………………………………………………5
Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции………………………………………….......12
§2. Последствия коррупции……………………………………………………………15
Глава III.
Меры по борьбе с коррупцией………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

политология реферат.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

 

  2. Отсутствие национальной  стратегии  развития  и  политика  “минимизации государства”.  С   самого  начала  у  российских   либералов   и   демократов  отсутствовала какая-либо стратегия   национального  экономического  развития. Идеология    “минимизации    государства”,     исповедываемая     некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной  минимизации  регулирующей  роли государства (что ни в коей  мере  не  соответствует  реалиям  высокоразвитых западных государств).

 

  3. “Раскрепощение”  бюрократии. После  полного   устранения  идеологической номенклатуры  в  результате  провалившегося  путча   августа   1991   г.   И формирования правительства  Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.)  наступила   эра полного  раскрепощения  бюрократии.  Она  получила  свободу,  граничащую   с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.

 

 

  По  мнению  С.  Глазьева,  главная  причина   коррупции  -  это  тотальная  безответственность   исполнительной   власти7.   В   рамках    действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни  за  что ни  перед кем не  отвечает.  Чиновник  высокого  ранга назначается   либо правительством, либо президентом -  без обсуждения  кандидатуры  в  органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не  вчера.  Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров  на министерские и прочие ключевые  посты.  Для  них  это  бизнес.  И  при  этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на  высшие должности  сегодня  нет.  Нет  потому,   что   отсутствует   ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной,  перед законом и обществом.

 

  Главные причины здесь две. Первая - изъяны  Конституции  России,  которые вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти. Вторая  - это  недостатки  действующей  правовой   системы.   Она   не   устанавливает персональной  ответственности  чиновника  за   выполнение   порученных   ему функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение,  которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если  он  не  пойман  с поличным  на  получении взятки,   доказать   совершение   им   преступления практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как  Фонд спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на  50  триллионов рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по  заключению Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно  понимают,  что это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная  раздача государственного имущества "под ковром".  Хорошо  известно,  что  на  каждый случай приватизации приходится одно правонарушение.

 

  Все  это   стало  возможным  потому,  что  существуют  только  две   статьи Уголовного кодекса, по  которым можно привлечь коррупционеров:  халатность  и превышение   служебных   полномочий.   Правовая   система    ответственности  чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время,  такой она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба  с коррупцией жестко велась партийными органами.

 

  Фактически сейчас  нет другого механизма контроля  над  чиновником,  кроме президента. Однако реально даже он не может контролировать  то,  что  делает правительство, то есть высшие чиновники исполнительной  власти.  Это  просто физически  невозможно.   Соответственно   чиновника   никто   и   ничто   не контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.

 

  Для  того  чтобы   доказать  корыстный  умысел,  нужно  провести   большое  расследование. Однако люди, которые  оперируют  десятками  триллионов  рублей или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не  быть  уличенными  в   получении взяток. В результате у нас ловят "мелкую рыбешку" за взятку в  100 долларов, а виновные в расхищении государственного  имущества  на  миллиарды долларов  отделываются  статьями  УК  за  халатность   или   злоупотребление служебным положением.

 

  Эти статьи уникальны.  Они предполагают ответственность от 50  минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем  не  отвечает, сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если  сопоставить размах коррупции  с  зарплатами  чиновников  и  судей,  то  станет  понятно: управляет страной тот, у кого есть большие деньги.

  Ещё одна причина  – это слабость гражданского общества, отрыв общества  от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы  только в  кооперации  с  институтами   гражданского   общества.   Спад   социально- экономического положения граждан,  всегда  сопровождающий  начальные  стадии модернизации, вызываемое этим разочарование,  приходящее  на  смену  прежним надеждам, - все это способствует отчуждению  общества  от  власти,  изоляции последней. Между тем ни низовая, ни  верхушечная  коррупция  не  могут  быть подавлены без усилий общественных организаций.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Последствия  коррупции.

  Коррупция в России, да  и  не  только  в  России,  пронизывает  все  слои общества: органы власти,  предпринимателей,  общественные  организации,  тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства  в целом.

  Наиболее ощутимые  удары наносит она по экономической безопасности страны. В  результате  продажности  чиновников,  недобросовестного  исполнения   ими служебного долга  теневая  экономика  (криминальная  и  полулегальная)  дает почти  40  процентов  всего  валового  внутреннего  продукта.  В  сферу   ее деятельности вовлечено на  постоянной  основе  более  9  миллионов  россиян. Такой вот масштаб сегодня.

  Коррупция также  приводит к тому, что  нарушаются  конкурентные  механизмы рынка,   поскольку   часто   в   выигрыше   оказывается    не    тот,    кто конкурентоспособен, а тот, кто  смог  получить  преимущества  за  взятки.  В результате - снижение эффективности  рынка  и  дискредитация  идеи  рыночной конкуренции.

  Коррупция породила  мощный рост организованной  преступности.  По  оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину  частных фирм, каждое третье государственное  предприятие,  от  50  до  85  процентов банков.  Практически  ни  один   сектор   экономики   не   защищен   от   ее воздействия8.

  Именно коррупция,  пронизавшая все этажи российской  власти, стала одним из главных препятствий в борьбе  с  организованной  преступностью.  Вот  почему есть  все  основания  говорить   о   серьезнейшем   кризисе   законности   и правопорядка в стране.

  К наиболее тяжелым  последствиям коррупция приводит в ходе  избирательного и  бюджетного  процессов.  Политическая  коррупция  начинается  с   выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так  и нанятым, которые берут пример с  народных  избранников)  и  к  дискредитации института выборов как общедемократической ценности.  Коррупция  в  бюджетном процессе приводит как к разворовыванию  бюджетных  денег,  так  и  к  потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

  Что же касается  социальной сферы, то здесь результатами  коррупции можно назвать:

  отвлечение колоссальных  средств от целей общественного  развития  (и,  как следствие,  обострение  бюджетного  кризиса,  снижение  способности   власти решать социальные проблемы);

  рост   имущественного   неравенства,   т.   к.   коррупция   подстегивает несправедливое  и  неправедное  перераспределение  средств  в  пользу  узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;

  увеличение социальной  напряженности в обществе,  бьющей  по  экономике  и угрожающей политической стабильности в стране.

 

 

ГЛАВА III.

Меры  по борьбе с коррупцией.

  Коррупция  в   России  процветает  и  будет   процветать,   коли   серьезно  разбалансирована вся система управления и утрачен  контроль  за  исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным  явлением практически  во  всех  структурах  власти.  На   низком   уровне   находится исполнительская дисциплина  в самом правительстве.  Ответы  на  простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность.

  Коррупция неизбежна, коли ныне действующая Конституция  устранила  всякий парламентский контроль  за  исполнительной  и  судебной  властью.  В  Совет Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы  рассматривать  жалобы  и заявления  на  действия  руководителей  и   судей,   а   также   Генеральной прокуратуры. Не  выработана  четкая  система  не  только  отчетов,  но  даже предоставления информации о проделанной ими работе.

  Реальная борьба  с  коррупцией  возможна  лишь  на  основе  осуществления комплекса   согласованных  мер.  Эти  согласованные,  скоординированные  меры должны быть направлены, главным образом,  на  устранение  причин  и  условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее  последствий.   Одни из  таких  наиболее   насущных   мер   -   законодательное   закрепление   и систематизация представлений о коррупции, определение  ключевых  направлений борьбы  с  ней,  выработка  стратегии  и  тактики   противодействия   ей   и организация   профилактической   деятельности,   внесение    соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство.

 На сегодняшний  день выделяют 3 стратегии противодействия  коррупции:

1. Общественное осознание  опасности коррупции и ее последствий

2. Предупреждение и  предотвращение коррупции (Хорошее  управление)

3. Верховенство закона  и защита прав граждан.

  В рамках данных  стратегий деятельность, причем  согласованная деятельность всех   3-х   секторов   (власти,   бизнеса   и   общественных   организаций) осуществляется по  следующим направлениям:

В рамках первой стратегии - это:

     . Общий  анализ ситуации и выработка  антикоррупционной стратегии

     . Антикоррупционное  гражданское образование

     . Построение  антикоррупционных коалиций

     . Свободный  доступ к информации и независимые  СМИ

 

 

В рамках второй стратегии - это:

     . Прозрачная  власть, прозрачные процедуры

     . Общественное  участие в процессах предотвращения  коррупции

     . Уменьшение  вмешательства государства в  дела общества

     . Кодексы  этики для политиков, чиновников, предпринимателей

     . Снижение  административных барьеров для  предпринимателей и  внедрение   конкурсности

В рамках третьей стратегии - это:

     . Сильная  и независимая судебная власть

     . Неукоснительное  исполнение законов

     . Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции,  и общественная экспертиза

      

     . Правовая  помощь и защита, внедрение института  омбудсмена.

  От  органов   власти  здесь  требуется   законодательное  обеспечение   этих стратегий и направлений,  готовность для того, чтобы стать прозрачными  перед обществом  (под  прозрачностью  мы  понимаем  -  открытость,  понятность   и возможность влияния), а также наличие политической  воли  исполнять  законы, быть  прозрачными,  взаимодействовать  с   общественными   организациями   и бизнесом как с партнерами.

  Главная  задача  для  структур  гражданского   общества   заключается   в  осуществлении  общественного   участия  в  процессе  подготовки,  обсуждения, принятия и контроля  исполнения властных решений.

  Предотвращать и  предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний  день представляются  крайне  неэффективными:   отсутствует   политическая   воля, действия их случайны и непоследовательны.

  Для   предупреждения   коррупции   необходимы   системные,   комплексные, согласованные меры по двум главным направлениям:

1. Принимать такие  законодательные  акты,  чтобы   возможность  возникновения коррупции при их исполнении была бы минимальной.

 

2. Создавать условия для возникновения  общественного  участия  в  процессах предотвращения коррупции, развивать его и повышать его эффективность.

 

  При   этом   оба   направления    тесно    переплетаются,    предполагают  скоординированные действия  всех  трех  секторов,  главным  является  второй пункт,  но  для  его  реализации  также  необходимо  вносить   изменения   в законодательство.

  Но при всём  этом  существуют  основы,  без   которых  коррупцию  победить  невозможно. Первое: при отсутствии  независимых средств  массовой  информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть  без внешнего  общественного контроля  не  сможет  себя  переделать.   Если   вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на  чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей.  А  обман  избирателей  —  это,  по определению, тоже коррупция. Вторая основа — это прозрачность  власти.  Если власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а  ему сверху вещают о предпринимаемых усилиях по ограничению произвола  чиновников — это вранье. И  третье  непременное  условие  —  это  честная  политическая конкуренция  на  выборах.  Если  власть   корежит   и   уничтожает   честную политическую конкуренцию, значит, она опять  же  подвержена  коррупции.  Без соблюдения этих условий  все  остальные  меры  можно  сравнить  с  орошением Сахары путем плевка9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Итак, Россия на  данный момент уверенно выбивается  в  мировые  лидеры  по  коррупции.  Коррупция   пронизывает   все   слои   общества,   чем   наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось  не  вчера  и  представляет собой серьезную опасность.

 

  В сегодняшней  России коррупция проявляется  в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются  новые  формы,  которые еще не имеют названия и точного описания.

Информация о работе Формы проявления коррупции в России