Коррупция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:14, реферат

Краткое описание

Коррупция проникла на все уровни власти и в большинство сфер российской жизни. Как показывает «Индекс восприятия коррупции» за 2012 год, ситуация в России хуже, чем во многих африканских странах: Россия заняла 133-е место (из 176 стран) вместе с Коморскими островами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном. Рейтинги трех остальных стран БРИК выглядят намного лучше: Бразилия заняла 73-е место, Китай – 80-е, а Индия – 94-е. Особенно сильное падение позиций России в индексе произошло в начале второго президентского срока Владимира Путина: всего за один год страна переместилась с 90-го на 126-е место.

Содержание

1. Введение
2. Причины коррупции в России
3. Влияние коррупции
4. Борьба с коррупцией в России
5. Заключение
6. Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коррупция.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Институт Управления и Права

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

 

 

 

Реферат по дисциплине:

«Криминология»

По теме:

«Коррупция В России»

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса 

заочной формы обучения,

Юридического  факультета

Краснов Г.В.

Проверил  преподаватель

к.ю.н., доц. Байрамов Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Причины коррупции в России
  3. Влияние коррупции
  4. Борьба с коррупцией в России
  5. Заключение
  6. Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коррупция проникла на все уровни власти и в большинство  сфер российской жизни. Как показывает «Индекс восприятия коррупции» за 2012 год, ситуация в России хуже, чем  во многих африканских странах: Россия заняла 133-е место (из 176 стран) вместе с Коморскими островами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном. Рейтинги трех остальных стран БРИК выглядят намного лучше: Бразилия заняла 73-е место, Китай – 80-е, а Индия – 94-е. Особенно сильное падение позиций России в индексе произошло в начале второго президентского срока Владимира Путина: всего за один год страна переместилась с 90-го на 126-е место.                                                      Не менее плачевная картина складывается при оценке среднего размера взяток, который значительно увеличился за последние пять лет. По данным Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, размер средней взятки составлял 9 тыс. руб. в 2008 году, 23 тыс. – в 2009-м, 61 тыс. – в 2010-м и 236 тыс. – в 2011-м. Иными словами, средняя взятка в 2011 году в 26 раз превысила показатель 2008 года, что во много раз превышает уровень инфляции за тот же период.                                                                                  По словам руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова, наиболее коррумпированными сферами в России (в смысле бытовой коррупции) являются здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство. Для сравнения: независимые эксперты журнала РБК считают наиболее коррумпированной сферой правоохранительные органы (включая ГИБДД). За «лидером» следуют здравоохранение, образование, ЖКХ и соцобеспечение.                                                                                      Впрочем, в сфере государственной (а не бытовой) коррупции пятерка «лидеров» выглядит иначе:

  1. Госзаказ и госзакупки.
  2. Система разрешений и сертификации.
  3. Правоохранительная система.
  4. Система распределения земель и земельные отношения.
  5. Строительство.

 

На сегодняшний  день существует множество различных  оценок фактической стоимости коррупции. По данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат), в 2011 году теневая  экономика составила всего 15% ВВП. При этом в показатель включались «черные зарплаты» и другие способы  ухода от налогов. Таким образом, по оценке Росстата, коррупция в 2011 году была на уровне 3,5–7% ВВП. Для сравнения: некоторые независимые эксперты утверждают, что коррупция в России составляет порядка 25% ВВП, а по оценке Всемирного банка эта цифра достигает 48%. При этом, как отмечает Департамент экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются: если раньше чиновники брали, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или действовать в обход законодательства, то сейчас взятки берутся даже за исполнение прямых обязанностей.                                                                                                 Аналитики отмечают, что коррупция в России стала бизнесом. Если в 1990-е годы предприниматели должны были платить различным преступным группировкам, чтобы обеспечить себе «крышу», то сейчас функции «крышевания» осуществляют должностные лица.

В настоящее время  большинство госзакупок, госконтрактов и других услуг, оказываемых правительству или государственным предприятиям, связаны со взятками и «откатами». В этой связи неудивительно, что расходы на общественные проекты в России (например, ремонт и строительство дорог и трубопроводов, строительство зданий и т. д.) значительно выше, чем в любой другой европейской стране. Все население России вынуждено нести издержки, связанные с коррупцией. К примеру, существует мнение, что стремительный рост тарифов на ЖКХ, значительно опережающий темпы инфляции, является прямым результатом колоссальных объемов коррупции на федеральном уровне12.

Цель данной работы рассмотреть следующие вопросы:

  1. Причины коррупции в России
  2. Влияние коррупции
  3. Борьба с коррупцией в России

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины коррупции в России

Коррупция в России, как и попытки борьбы с ней, – явление не новое. Уже в Древней  Руси существовали примеры эффективной  борьбы с коррупцией: так, в Новгороде XII века приглашенный князь был обязан подписать с вече договор, согласно которому он, его родственники и  его свита не могли владеть  земельными наделами в пределах Новгородского  государства. Такой договор не только препятствовал явному проявлению коррупции  со стороны князя, но и предотвращал возможность образования олигархического  класса из представителей торгово-финансовой верхушки, которые либо уже имели, либо стремились приобрести земельные  участки на территории Новгорода. В XV веке Иван III ввел систему частой ротации  наместников и судей и определенный контроль за наместниками со стороны дьяков, подчиняющихся не местной, а напрямую центральной власти. Однако борьба с коррупцией была сведена на нет во время правления династии Романовых. Не секрет, что Петр I и Екатерина II были окружены множеством фаворитов, получавших щедрые подарки от трона. По оценкам историков, Екатерина II потратила на подарки своим фаворитам более 90 млн руб. При этом весь годовой бюджет России в то время составлял 16 млн. В Советском Союзе коррупция носила в основном немонетарный характер и сводилась к использованию личных связей для получения доступа к дефицитным товарам, услугам и привилегиям. Как видно, коррупция в России – феномен не новый. На сегодняшний день существуют три основные причины этого явления: 1) отсутствие независимых средств массовой информации, 2) отсутствие независимой судебной системы 3) отсутствие политической конкуренции. Еще одной причиной расцвета коррупции является отсутствие сильного гражданского общества, которое могло бы осуществлять контроль над исполнительной властью. Неудивительно, что в этих условиях происходит быстрое формирование олигархического класса – плодотворной среды для распространения коррупции.

По данным исследования Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки», власть в России фактически сконцентрирована в руках спецслужб, имеющих индекс влияния 55%. Второе и третье места по степени влияния на политическую систему занимают Владимир Путин (13%) и криминал (12%). Все остальные группы (гражданское общество, системная и внесистемная оппозиция, СМИ, бизнес и т. д.) в совокупности имеют 20-процентный индекс влияния на политическую систему. Такая ситуация крайне опасна как для государства, так и для общества. В сущности, в современной России отсутствует какая-либо политическая конкуренция, поскольку оппозиция (системная и внесистемная) имеет лишь 2,5-процентный индекс влияния на политическую систему. В ситуации практически полного отсутствия общественного контроля ничто не мешает чиновникам на самых высоких уровнях использовать власть в своих личных интересах.

Пробелы в российском законодательстве и несовершенство нормативно-правовой базы не позволяют  эффективно бороться с коррупцией. Так, в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения  термина «коррупция», что оставляет  судьям значительный простор для  толкования этого понятия на свое усмотрение.

Еще одной причиной коррупции является зависимость  российской судебной системы от Кремля и от высших должностных лиц. Многие судебные решения диктуются «сверху», а такие понятия, как «Басманное правосудие» или «Хамсуд», стали именами нарицательными, свидетельствующими о разложении судебной системы. Чиновники, участвующие в коррупционных схемах, получают лишь условные сроки, тогда как тем, кто открыто критикует власть, выносят суровые реальные приговоры.

Российские средства массовой информации также находятся  в зависимости от государства. Редакционная политика федеральных телеканалов («Первый канал», ВГТРК, НТВ), крупных  радиостанций и газет в значительной степени контролируется администрацией президента.

Влияние коррупции

Коррупция приводит к росту теневого сектора экономики, что, в свою очередь, вызывает снижение налоговых сборов и возникновение  бюджетного дефицита. Как следствие, это может обернуться социальными  проблемами. Коррупция также препятствует эффективной конкуренции внутри страны и делает российские товары менее конкурентоспособными на мировой  арене: успеха зачастую добиваются не те предприятия, которые наиболее эффективны, а те, которые имеют определенные договоренности с должностными лицами. Таким образом, очень небольшая  группа людей получает доступ к огромной прибыли, тогда как остальному населению  страны приходится нести издержки. Коррупция приводит и к нецелесообразному  использованию бюджетных средств, что может обернуться неспособностью государства отвечать по своим социальным обязательствам. 

Помимо всего  прочего, взятки разгоняют инфляцию, поскольку производители вынуждены  включать эти расходы в конечную цену товара. К тому же чиновники, вовлеченные  в коррупционные схемы, игнорируют установление монополистических цен  и иные виды сговора между крупными участниками рынка, и население  вынуждено платить по необоснованно  завышенным ценам. Коррупция снижает  привлекательность экономики для  частных инвесторов, что сокращает  возможности для инновационного развития и модернизации. В отсутствие государственных гарантий защиты частной  собственности люди вынуждены выводить активы за рубеж.

В конечном итоге  коррупция негативно повлияла на выход России из мирового финансового  кризиса: рост российского ВВП оказался значительно медленнее, чем в  остальных трех странах БРИК, где  уровень коррупции оценивается  намного ниже.

 

Борьба  с коррупцией в России

Указ президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», подписанный 4 апреля 1992 года, стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом новой России и послужил отправной точкой в борьбе с коррупцией. Этот документ запретил чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью и обязал госслужащих при назначениях на руководящие должности декларировать свои доходы, движимое и недвижимое имущество, вклады в банках и ценных бумагах, а также обязательства финансового характера. Несоблюдение этих требований предусматривало освобождение от занимаемой должности и «иную ответственность в соответствии с действующим законодательством». Надзор за выполнением указа был возложен на Контрольное управление президента.

19 августа 2008 года  Государственной Думой был принят  Федеральный закон №273-ФЗ «О  противодействии коррупции». Он  установил основные понятия(что такое коррупция и противодействие коррупции), принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а так же ответственность как физических так и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

В числе других попыток  противодействовать коррупции, предпринятых в последние 20 лет, – создание Национального  антикоррупционного комитета, ратификация  Конвенции ООН против коррупции, подписание Плана по противодействию коррупции и принятие закона «О противодействии коррупции». В марте 2012 года был обнародован Национальный план против коррупции на 2012–2013 годы. Согласно этому документу, должностные лица обязаны предоставлять информацию не только о своих личных доходах, имуществе и имущественных обязательствах, но также о доходах и активах членов своей семьи.

Антикоррупционные меры принесли неожиданный результат: взяткодатели привлекаются к ответственности значительно активнее, чем коррумпированные чиновники. Однако, несмотря на все эти усилия, ситуация с коррупцией в России продолжает ухудшаться.

Институциональные экономисты выделяют три условия, которые  должны быть выполнены для успешной борьбы с коррупцией. Во-первых, общество должно иметь возможность влиять на государство и его решения. Во-вторых, должна сформироваться группа людей, готовых противодействовать коррупции, то есть нести определенные издержки, связанные с этой борьбой. В-третьих, коррупционеры (взяткополучатели) не должны быть сильнее и влиятельнее тех, у кого они эти взятки вымогают. Как показывает практика, ни одно из этих условий в современной России не выполнено.

 

Как представляется, российская оппозиция и общественные деятели должны разработать подробный  план для достижения следующих целей:

  1. Увеличение влияния независимых СМИ, чтобы значительно большая часть россиян смогла получать правдивую информацию, в том числе о коррупции.
  2. Создание политических партий, которые бы имели значительную поддержку на парламентских выборах 2016 года, выдвижение кандидатов на муниципальных выборах, то есть формирование пула новых политических лидеров.
  3. Привлечение большего количества людей (особенно из так называемого креативного класса) к участию в социальных и гражданских проектах. Координационный совет оппозиции должен играть важную роль в объединении усилий и в разработке стратегии, которая бы включала в себя борьбу с коррупцией.
  4. Создание авторитетной независимой общественной организации, которая бы смогла взять на себя расходы, связанные с борьбой с коррупцией.

При этом следует  учитывать успешные антикоррупционные  примеры из-за рубежа, в том числе  примеры Италии, Гонконга и Сингапура:

  • независимость судебной системы и неотвратимость наказания за участие в коррупционных сделках;
  • амнистия для чиновников и олигархов, которые будут готовы легализовать свои активы, предварительно заплатив значительный налог;
  • прозрачность в принятии государственных решений;
  • создание специального независимого антикоррупционного агентства;
  • меритократия – привлечение государственных служащих на конкурсной основе;
  • частая ротация должностных лиц, мониторинг коррупции во всех государственных учреждениях;
  • создание монетарных и немонетарных стимулов для честных чиновников.

Информация о работе Коррупция в России