Форма правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ формы правления в Российский Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3. Дать характеристику формы правления в России;

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика формы правления
1.1 Сущность и понятие формы правления.
1.2 Монархическая форма правления
1.3 Особенности республиканской формы правления
Глава 2. Форма правления российского государства
2.1. Общая характеристика современной формы правления в России
2.2. Принцип разделения властей
2.3. Президент Российской Федерации и его полномочия
2.4. Правительство Российской Федерации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика формы правления

1.1 Сущность и понятие формы правления.

1.2 Монархическая форма правления

1.3 Особенности республиканской формы правления

Глава 2. Форма правления российского  государства

2.1. Общая  характеристика современной формы  правления в России

2.2. Принцип  разделения властей

2.3. Президент  Российской Федерации и его  полномочия

2.4. Правительство Российской Федерации

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Сегодня, пожалуй, нет более спорного и  актуального вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.

    Государство — это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции — управлять обществом — следуют другие черты государства. Управление обществом — управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

    Традиционно отечественная теория государства  и права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и административно-территориального устройства, политический режим.

    Согласно  ст. 1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое правовое государство с республиканской  формой правления.

    Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.

    В своей работе я рассмотрю форму  правления — общие теоретические  моменты и практику развития нынешней республиканской формы правления  в Российской Федерации на современном этапе, её особенности и проблемы.

    Целью работы является анализ формы правления в Российский Федерации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие формы государства  и его структуру;

    2. Исследовать форму правления  как элемент формы государства;

    3. Дать характеристику формы правления  в России;

    4. Проанализировать понятие, признаки  и разновидности монархий;

    5. Выявить понятие, особенности  республики и ее разновидности;

    6. Охарактеризовать нетипичные формы  правления, их признаки и механизм  функционирования.

    Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. Российская Газета, 1993, 25 декабря

    При написании данной работы автор руководствовался научными трудами Хропанюк В.Н. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. - М. 2006, Нерсесянц В.С. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 2002, Малько А.В. Теория государства и права. А.В. Малько. - М. 2008, Васильев Д.А. Васильев Д.А. Теория государства и права. - М., 2007 , Венгеров А.Б. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2005 и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика формы правления

    1. Сущность и понятие формы правления.

    Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

    От  формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных  институтов. Форма государства выступает  как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства  и права. - М., 2003. - С.223

    В своё время Аристотель разграничивал  формы правления в зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть единолично (монархия), ограниченным числом людей (аристократия) — власть элиты, избранных, всем населением (демократия) — власть народа, геронтократия (власть умудрённых, пожилых), олигархия (власть немногих), охлократия (власть толпы) и  т.д. В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

    На  протяжении многих столетий политико-правовая теория продолжала продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Локка, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения.

    Всё это имело и имеет большой  познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех  или иных реальных устройств государства, как впрочем, и других политико-правовых институтов — это не просто игра ума, произвольно упорядочивающего невероятное множество самых  разнообразных форм, а познание конкретных, исторически существовавших государств, их теоретические обобщения —  проникновение в закономерные, равно  как и случайные, начала, лежащие  в основе политико-правового мироустройства.

    Поэтому уже со времени Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль  пыталась выявить причины, которые  определяли ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей, как Аристотель, изучение сводилось  главным образом к описанию разнообразных  форм правления, то уже в ХХ веке в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму  правления в её связи с типом  государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества и т.д.

    В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. - М. 2006. - С.100

    В определении формы правления  — одного из трёх элементов формы  государств — отечественная марксистская теория государства и права также  выделяла как самый основной —  социально-классовый признак, характеризующий  то или иное устройство государственной  власти. Она определяла форму правления  как внешнее выражение социально-классовой  сущности, политического содержания данного государства, реального  соотношения классовых сил. По этой схеме республика возникла в результате одного соотношения классовых сил, монархия — иного соотношения и т.д. Этим же соотношением объяснялась и возможность перехода от одной формы правления к другой без изменения классовой сущности государства.

    Разумеется, классовая структура общества, столкновение классовых интересов, соотношение  классовых сил, отстаивающих те или  иные интересы, способы их закрепления, защиты — всё это реальности, влияющие на государственное устройство, прежде всего на то, как, в каких  формах организована и действует  система власти, кто правит в государстве. Однако подобная гиперболизация классового признака, характеризующего форму правления, как и гиперболизация этого признака применительно к другим политико-правовым институтам, являясь методологически неверной, обедняла и вульгаризировала марксистскую теорию государства и права.

    За  рамками изучения оставались иные факторы, влияющие на форму правления, прежде всего исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда, уровень идеологизации и политизации общества, экологические (географические) факторы и многое другое. Более глубоко, чем это делалось на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права, следовало бы изучать и юридические характеристики формы правления: структуру, способы образования и правовое положение высших органов государства (главы государства, парламента, правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Уделять большое внимание изучению реальной системы власти, а не заниматься апологетикой формы правления в социалистическом обществе, огульным охаиванием организации системы власти в буржуазном обществе.

    Однако, современная теория государства и права удерживает всё то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах её развития, в том числе и на марксистском направлении.

    Прежде  всего теория государства и права выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику. 

1.2. Монархическая форма правления

    Монархия — «персональное единовластие», греческого происхождения («монос» — один, «архе» — власть) — весьма древняя форма правления. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью.

    Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или  иных социальных, классовых движений.

    Свои  истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой, социально не слишком расчленённой организации общества, которая появилась  на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

    В этих обществах ранних земледельческих  культур организация власти, осуществляемая на жёстко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации  сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учёт труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

    Монарх  назначал чиновников по управлению регионами  или функциональными службами, те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворены первоначальными решением.

    Сам же монарх решал вопросы, связанные  с организацией и осуществлением государственной власти. Он советовался  со своими советниками, среди которых  на ранних этапах этой формы правления  было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Советовался  монарх и со своими министрами, другими  чиновниками.

Информация о работе Форма правления в России