Форма правления Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:23, реферат

Краткое описание

В данной работе поднимается вопрос о высокоразвитой и своеобразной стране – Великобритания. Эта страна привлекает своей красотой и независимостью. В отличие от других стран она не утратила своих традиций и помнит свою историю.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
1. Форма Великобритании……………………………………………..5
1.1. Форма правления……………………………………………….5
1.2. Форма государственного устройства………………………….9
1.3. Политический режим………………………………………….15
2. Основной закон страны…………………………………………….18
2.1. Конституция…………………………………………………...18
2.2. Характеристика правовой системы Великобритании……22
Заключение……………………………………………………………26
Литература…………………….………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

-дает советы  и разъяснения по правилам  процедуры Палаты общин;

-обладает дисциплинарными  полномочиями в отношении нарушителей  порядка в Палате;

-подтверждает  правильность процедуры преодоления  вето Палаты лордов;

-удостоверяет  финансовый характер законопроекта,  рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной  из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый  и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, складывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру  помогают три его заместителя  и клерк — должностное лицо, одновременно выполняющее функции  секретаря Палаты и советника  Спикера по вопросам процедуры и  парламентских привилегий.

Комитеты Палаты общин:

1)Комитеты всей  Палаты представляют собой Палату  общин в полном составе, заседание  которой проводится не под  руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым  председателем. Эта форма работы  Палаты общин используется, как  правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г.5

2)Постоянные  комитеты формируются Комитетом  по отбору в составе 16—50 депутатов  для рассмотрения конкретных  законопроектов. Большинство постоянных  комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законодательству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта.

3)Отобранные  комитеты  формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления.6 Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т. д.

4)Совместные  комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей  и создаваемые для рассмотрения  неполитических вопросов и некоторых  видов законопроектов, например  консолидированных биллей.

Палата  лордов — это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета", существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее  время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г.7 В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни: имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции; возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие  различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет  по науке и технологиям и Комитет  по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп:

1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные 
 
 

1.3 Политический режим

Политический  режим - представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти. Любая устойчивая человеческая общность может существовать лишь будучи управляемой. Управление человеческой общностью может осуществляться 2 различными методами - авторитарным и демократическим.

Основное качество авторитарного метода - управление осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.

Основное качество демократического метода - управление человеческой общностью осуществляется по воле ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения.

В Великобритании присутствует демократия как тип политического режима. То есть в Великобритании - определенный метод осуществления государственной власти, который противопоставляется фашистским и авторитарным политическим режимам. Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций, что наблюдается в государстве Великобритания.

Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая  возникла в ряде зарубежных стран  при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной.Двухпартийная система Великобритании состоит из консервативной и лейбористской партий. Консервативная (партия тори)- является одной из старейших политических партий страны. Возникла в конце 17 в. и выражала интересы земельной аристократии и высшего духовенства англиканской церкви.8 Членами партии себя считают около 200 тыс. человек. Исповедуют философию индивидуализма и свободного предпринимательства, децентрализации и приватизации экономики. После поражения партии на выборах 1997 г. ее новый лидер У.Хейг предложил новую идеологии партии - «открытый, демократичный, народный консерватизм», который верен консервативным принципам и традициям, но и учитывает происшедшие в 80-90-е гг. социальные изменения в стране. Во внешнеполитическом плане для консерваторов характерен общенатовский подход к решению большинства актуальных международных проблем. Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение и модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС, хотя по вопросу о степени вовлеченности Великобритании в европейские интеграционные процессы в партии по-прежнему существует серьезный раскол. Лейбористская партия Великобритании (ЛВП) - образована в 1890 г. на базе Комитета рабочего представительства, объединившего ряд социалистических, рабочих и кооперативных организаций Британии. Выступает за приоритетное решение таких вопросов внутренней жизни страны, как совершенствование системы налогообложения, уменьшение числа безработных, особенно среди молодежи, улучшение систем образования и здравоохранения. Партия постепенно отказывается от «социалистических атрибутов прошлого». Главной задачей, которую в целом решают лейбористы, является переход партии вправо к центру. В области внешней политики лейбористы делаю т упор не необходимость укрепления европейской системы безопасности, но по-прежнему считают, что ее опорой должно оставаться НАТО, выделяют необходимость нормализации отношений с ЕС. На правах коллективного членства в партию входят профсоюзы и кооперативные организации. Либерально-демократическая партия (ЛДП) - сформирована в марте 1988 г. путем слияния либеральной и социал-демократической партий, которые до этого с 1981 г. выступали на политической арене альянсом. Выражает интересы мелких и средних предпринимателей, части интеллигенции, а также фермеров. Число членов партии составляет около 80 тыс. человек. Политическая платформа партии - центристская. Во многом компромиссная и расплывчатая по ряду вопросов. Во внутренних делах ЛДП следует промежуточной между лейбористами и консерваторами линией, выступает за борьбу с безработицей, приоритетное решение социальных проблем, прекращение дальнейшей денационализации, но в целом делает ставку на рыночную экономику и развитие конкуренции. Партия Плайд Кимру (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925г. политическую организацию националистического характера, основная цель которой - добиться полного самоуправления Уэльса. К региональным политическим партиям относятся разрешенные на территории Северной Ирландии политические организации, выступающие за сохранение единства Великобритании и Северной Ирландии. Это Юнионистская партия Ольстера, Демократическая юнионистская партия, Народная юнионистская партия Ольстера.

2. Основной закон  страны

2.1 Конституция

Великобритания - парламентская монархия. В стране нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента, а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.9

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (официально - акты) обладают одинаковой юридической силой(поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая, некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени, хотя и публикуются как конституционные документы. Но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Судебный  прецедент - это решения по конституционным вопросам так называемых судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения.10 Обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, Вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов).11 Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.

Доктринальные источники - это специфический элемент неписанной части британской конституции. Под ними понимаются мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Содержание  конституции. В отличии от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.

По конституции  Великобритания - парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.12

Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Форма правления Великобритании