Форма правления Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:23, реферат

Краткое описание

В данной работе поднимается вопрос о высокоразвитой и своеобразной стране – Великобритания. Эта страна привлекает своей красотой и независимостью. В отличие от других стран она не утратила своих традиций и помнит свою историю.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
1. Форма Великобритании……………………………………………..5
1.1. Форма правления……………………………………………….5
1.2. Форма государственного устройства………………………….9
1.3. Политический режим………………………………………….15
2. Основной закон страны…………………………………………….18
2.1. Конституция…………………………………………………...18
2.2. Характеристика правовой системы Великобритании……22
Заключение……………………………………………………………26
Литература…………………….………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….3                                                                      

1. Форма Великобритании……………………………………………..5

   1.1. Форма правления……………………………………………….5

   1.2. Форма государственного устройства………………………….9

   1.3. Политический режим………………………………………….15

2. Основной закон страны…………………………………………….18

   2.1. Конституция…………………………………………………...18

   2.2. Характеристика   правовой   системы Великобритании……22  

Заключение……………………………………………………………26

Литература…………………….………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В данной работе поднимается вопрос о высокоразвитой и своеобразной стране – Великобритания. Эта страна привлекает своей красотой и независимостью. В отличие от других стран она не утратила своих традиций и помнит свою историю.

         Государство на северо-западе Европы, состоит из острова Великобритания, на котором находятся Англия, Шотландия и Уэльс. Площадь страны – 244111км2. Однако, даже на такой не большой территории она сохранила огромное разнообразие ландшафтов и контрастирующих физических черт, которые поражают туристов, ожидающих увидеть перенаселенную и индустриализированную страну. Из любого места можно легко и быстро добраться до большого количества прекрасных видов и зон отдыха, таких, как десять национальных парков в Англии и Уэльсе, и территорий естественной красоты в Шотландии и Северной Ирландии.

         Великобритания весьма богата достопримечательностями. В Северной Ирландии это "Дорога Великанов" - скальное образование на северном берегу, состоящее из нескольких тысяч многогранных базальтовых колонн до 6 м высотой. Согласно легенде, это сооружение было построено великанами как часть дороги из Ирландии в Шотландию. В городе Инвернес (Шотландия): замок XII века; остатки форта IV века; неподалеку находится знаменитое озеро Лох-Несс, в котором якобы живет чудовище с ласковым именем Несен, музей мадам Тюссо - всемирно известный музей восковых фигур.

       Государство интересно своим устройством и формой правления. Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии.

     Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим  всех Королевских Вооруженных сил  и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории1.

          Целью данной работы является рассмотрение формы правления и государственного устройства страны, анализ основного закона, изучение англо-саксонской  системы права .

Для решения  данной цели выделены следующие задачи:

    1. изучить форму государственного устройства страны;
    2. рассмотреть политический режим;
    3. проанализировать структуру и содержание конституции Великобритании;
    4. дать характеристику правовой системы страны.
 
 
 
 
 
 
 

1. Форма Великобритании

1.1 Форма правления

Монарх —  это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует  кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива  — это совокупность полномочий монарха  по общему праву. После 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном  праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы  в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, "монарх никогда не умирает", т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система  престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно"2. На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические  прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу  можно представить следующим  образом: 1) прерогатива в области  управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в  области управления означает: а) право  монарха назначать и увольнять  министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье  почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в  судебной области основана на правиле "монарх — источник справедливости"3. Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в  законодательной области проявляется  двояко. Во-первых, это право монарха  созывать и распускать Парламент  — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи  законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней  политики королевские прерогативы  состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право  решения по аннексии и уступке  территории; 4) право направления  и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Тайный совет  представляет собой совещательный  орган при монархе, исторически  появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного  совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Тайный совет  принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет  может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Форма государственного устройства

Органом законодательной  власти является двухпалатный парламент, состоящий из Верхней палаты - палаты Лордов и Нижней палаты - палаты Общин4. Заседания проходят в здании Парламента, которое является одной из достопримечательностей Лондона.

Палата  общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа  о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах  выполняют мэры, а в графствах — шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным  правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной  службе, и банкроты.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов. Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера согласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

-обеспечивает  взаимодействие между Палатой  общин и монархом, Палатой общин  и Палатой лордов;

-осуществляет  руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

Информация о работе Форма правления Великобритании