Типология государств в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Своеобразие конкретного типа государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, тип государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на тип государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику типа государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Государство как политический институт…………………………………4
Признаки государства и его функции…………………………………………5
Понятие типологии государств. Формационный и цивилизационный подход………………………………………………………………………………..7
Форма правления государств. Государственное устройство…………12
Правовое и социальное государство…………………………………………16
Демократическое, авториторное и тоталитарное государства…….17
Заключение……………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государств в политической системе.docx

— 106.58 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  существует несколько унитарных  государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для  отдельных территорий, например, в  состав Великобритании входят Шотландия  и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией [11, c 112].

Федерация  представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регионов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.

С точки зрения своего внутреннего  строения федерация отличается:

  • наличием двух уровней управления, обладающих собственной

компетенцией в вопросах представления интересов граждан;

  • конституционным распределением исполнительных и законодательных

полномочий Центра и субъектов  федерации;

  • обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне (чаще всего за счет образования второй палаты федерального парламента);
  • верховенством федеративной конституции, которая требует согласия большинства членов федерации;
  • наличием третейского (независимого) суда
  • наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ведения сторон.

Федерация создается для  более оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфики различных общностей. Отдельные субъекты формируются на основе либо национальных (Бельгия), либо территориальных (Германия), либо смешанных (Россия) общностей граждан. По сути дела население данного государства обладает двойным суверенитетом, определяющим распределение властно-управленческих функций между Центром и отдельными субъектами (регионами). Так, к исключительной компетенции союзных органов относятся вопросы обороны страны, денежного регулирования, таможенная политика. Определенная группа вопросов относится к совместному ведению Центра и субъектов федерации (например, налаживание внешнеэкономических отношений).

Степень автономности субъектов  федерации подчас весьма высока. Они могут обладать своей конституцией, устанавливать собственное гражданство. При этом Центр может вмешиваться в дела субъектов главным образом в случае возникновения там чрезвычайных обстоятельств. Однако в любом случае субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства.

Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в данном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач.

Законодательные органы формируются  здесь не путем выборов, а представительными  органами субъектов договора. Конфедерация в отличие от государств-членов строит всю свою деятельность на основе международного

права и добровольно принятых взаимных обязательств стран-участниц. При

этом последние всегда могут отказаться от выполнения решений объединенных органов власти по тем или иным вопросам, не совпадающим с их текущими интересами. Совместные органы не имеют прямых связей с гражданами

отдельных государств. В конфедерации нет единого гражданства, население

остается гражданами суверенных государств, входящих в конфедерацию. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц. К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:

кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на управление большей частью (Бутан и Индия) и др [3, c135].

  1. Правовое и социальное государство.

К теме правового и социального  государства обращаются всего 4 источника из рассмотренных. [ Бондарь, Матузов/Малько, Решетников и Мельник]

Идеал современного общества — истинно  демократическая и социально  эффективная государственная власть. Оно стремится воплотить в жизнь идеи о правовом государстве, сформулированные политической и юридической наукой.

Правовое государство — тип государства, последовательно воплощающего принцип верховенства права и демократических норм взаимоотношений с личностью и гражданским обществом.

Его характерные признаки:

  • приоритет прав личности; равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством;
  • верховенство гуманных законов; разрешено все, что не запрещено законом;
  • сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан;
  • разделение властей, общественный контроль за их функционированием;

Только правовое государство способно преодолеть отчуждение граждан от

политической власти и управления обществом, гарантировать и в  полном объеме реализовать права  и свободы личности.

Небезынтересно отметить, что категория  «правовое государство» отсутствует в большинстве конституций западных стран. На конституционном уровне это

понятие впервые было зафиксировано  в Основном законе ФРГ (1949 г.) и в  Конституции Испании (1978 г.) — в странах, где ранее господствовали фашистские режимы.

Социальная основа и необходимая  предпосылка правового государства  — гражданское общество.

Гражданское общество — совокупность межличностных отношений и самоуправляемых общественных ассоциаций, которые функционируют в рамках «правового поля» государства, без его непосредственного вмешательства и финансирования.

Характерные признаки зрелого гражданского общества:

  • демократизм социальных отношений;
  • законопослушание граждан;
  • высокий уровень политической культуры и ответственности личности за свое поведение;
  • развитая система добровольных, самоуправляемых общественных объединений;
  • эффективный социальный контроль институтов власти.

Гражданское общество неразрывно связано  с правовым государством. Основополагающие принципы их жизнедеятельности — верховенство закона, реальное обеспечение прав и свобод граждан, равная взаимная ответственность общества, государства и личности.

Становление правового государства  и гражданского общества предполагает глубокие качественные перемены в условиях и качестве жизни каждого человека, повышение его материального благосостояния и культурного уровня. Именно поэтому сегодня широко используется политиками и закреплено в законах многих государств (включая и Беларусь) новое понятие «социальное государство».

Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.

Прообраз такого государства мы наблюдаем на европейском континенте.

Западные страны в XX в. значительно  продвинулись вперед в сфере обеспечения  гарантированного минимального дохода для малообеспеченных слоев населения. Внедрена прогрессивная система налогов, благодаря которой часть доходов, получаемых богатыми, перераспределяется в пользу малообеспеченных граждан. Это смягчает социальное неравенство и укрепляет общественно-политическую стабильность [5, c40-42].

 

  1. Демократическое, авториторное и тоталитарное государства.

Данную тему рассматривают  многие авторы, а именно 12 [Соловьёв, Решетников, Мельник, Бондарь, Чичерин, Лазарев, Россолов, Пиголкин, Алексеев,  Корельский\Перевалов,  Пиульский, Есин]. Эти авторы схоже описывают данные типы государств. В своей работе я буду опираться лишь на некоторых из них.

Политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее. Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования.

Cуществует два основных типа политических режимов:  демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.

 

Демократическое государство.

«Демократия – это правление  народа, избранное народом и для  народа» [Линкольн]

 Центральное место  среди демократических государств  занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы, допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества. Главный принцип такого государства: «Разрешено всё, что не запрещено»

Авторитарное  государство.

Авторитарное государство - государство, в котором государственная  власть хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным

кругом властвующих органов  и лиц с помощью прямого  использования 

управленческого административного  аппарата, вооруженных сил и карательных  учреждений [13, c64].

Право и права человека не имеют независимого статуса и  верховенства в обществе, их функции  ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В  недемократическом, авторитарном государстве  и обществе, как правило, имеется  официальная идеология, которая  проникает практически во все  сферы жизни данного общества.

Тоталитарное государство.

 Тоталитарное государство  - государство, в котором административное  управление строится на началах  всевластия; оно не определяется  законом [14, c 55]. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 На основе проанализированных  источников можно сделать следующий  вывод: тема «Типология государств» достаточно широко раскрыта в учебной литературе. Хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность. Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С.Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века. Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства. С появлений федераций положение изменилось.

Информация о работе Типология государств в политической системе