Типология государств в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Своеобразие конкретного типа государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, тип государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на тип государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику типа государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Государство как политический институт…………………………………4
Признаки государства и его функции…………………………………………5
Понятие типологии государств. Формационный и цивилизационный подход………………………………………………………………………………..7
Форма правления государств. Государственное устройство…………12
Правовое и социальное государство…………………………………………16
Демократическое, авториторное и тоталитарное государства…….17
Заключение……………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государств в политической системе.docx

— 106.58 Кб (Скачать файл)

 

Феодальный  тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Определяющие черты — условность прав собственности на землю и наличие юридически неравных и социально изолированных друг от друга сословий. Расширяя привилегии для одних слоев общества, феодальное государство вытесняло другие за пределы права вообще, в полное бесправие.

Право прямо говорило о  зависимости людей друг от друга. Об этом весьма красноречиво свидетельствуют  положения действовав­ших тогда  законов. Так, в Кутюмах Бовези (XIII в.) говорилось: «Следует знать, что  людям нашего века известны три состояния: знатное, состояние свободных по происхождению людей, рожденных  свободной матерью, и крепостные... Между правами дворян и других свободных людей имеется большая  разница, так как дворянами называют тех, кто по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов и рыцарей». Крестьяне, крепостные, будучи полностью  зависимы от своих сеньоров, тоже находились в неодинаковом положении, «ибо одни из них так подчинены своим  сеньорам, что эти сеньоры могут  распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и  смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед  кем не могут за них отвечать, кроме как перед Богом. С другими (крепостными) обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме  их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние». Феодальное право было правом силы («кулачным правом» [8].

В своем развитии феодальное государство прошло ряд этапов:

• раннефеодальная монархия (V—IX вв.), во время которой происходил процесс 

становления феодального  государства и права, сопровождающийся появлением крупной феодальной собственности на землю, постепенным закрепощением свободных крестьян, объединением мелких и средних землевладельце, а также горожан вокруг монарха (империя Карла Великого, древнерусское (Киевское) государство);

 

• феодальная раздробленность (X—XII вв.), которая заключалась в  натуральности феодального хозяйства, отсутствии товарного производства, формальности монаршей власти, в постоянных войнах, запустении городов;

 

• сословно-представительная монархия (XIII—XV вв.), когда появляются социальные силы, заинтересованные в  укреплении центральной власти: главный  налогоплательщик — городское население, страдающее от произвола на дорогах, от плохой торговли, а также мелкие и средние феодалы, находящиеся  под гнетом крупных земельных  магнатов и под страхом постоянных крестьянских восстаний. Эти слои всегда были готовы поддержать монарха. Со временем формируются сословно-представительные органы (в Англии — парламент (1265), во Франции — Генеральные штаты (1357), в России — земские соборы (1547) и др.);

 

• абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.), к появлению которой привело появление особого сословия служилых людей — дворянства (джентри, шляхта, шевалье). Королевская власть, используя непримиримое противостояние дворянства и родовой аристократии, чрезвычайно укрепляется и создает мощный бюрократический аппарат, полностью зависящий от монарха, регулярную армию и полицию [9, c146].

Буржуазный  тип государства —Его появление явилось результатом становления новых общественных отношений, заинтересованность в которых проявляло формирующееся сословие буржуазии. Именно оно, крайне недовольное мелочной опекой государства и стеснением частной инициативы, подняв лозунги «Свобода, равенство, справедливость», выступило

инициатором революционных  потрясений XVII—XIX вв. в Англии, Франции,Германии и в других странах. Сословное неравенство в рамках буржуазного государства заменяется социальным. Юридически свободный

рабочий лишен средств  производства и вынужден продавать  себя капиталу.

Право закрепляет свободу  предпринимательства, охраняет частную  собственность.

Социалистический  тип государства возникает в результате противоречий капиталистического общества. Переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, ниспровергает отношения частной собственности и основанную на них государственную машину. Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Однако, со временем государство как таковое просто исчезнет, растворившись в общественном самоуправлении, а само общество вступит в высшую стадию своего развития — коммунистическую.

 

Имеется еще один тип государства, который не вполне вписывается в  рамки формационной типологии, но логически  близок к нему. Это государство переходного типа. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате классовой или национально-освободительной борьбы, резкой смены политических режимов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

У данного подхода  имеются существенные недостатки: при доминировании социально-экономических и политических факторов совершенно не учитываются особенности культуры, морали, религии и других факторов развития общества (технологические, природно-климатические и т.д.)

 

Цивилизационный подход.

Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии  государств. Наиболее распространенным и широко признанным зарубежной

наукой основанием типовой  классификации государств является понятие «цивилизация».

Цивилизация - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.(А.Тойнби)

  Цивилизационная теория основывается на том, что каждая страна, каждый этнос прошли в своем развитии последовательно сменяющие друг друга стадии формирования, расцвета и упадка при сохранении на всех стадиях определенных, свойственных стране и этносу качественных «цивилизационных» (ценностно-культурных) характеристик. При этом значительное внимание уделяется природно-географическим, геополитическим, технологическим и иным факторам и условиям формирования и существования цивилизаций.

Цивилизационный подход к  типологии государства и права  — это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государства  и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной  среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер  и др.).

Каждая цивилизация придает  устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. А. Тойнби выделил древне­восточную, греческую, римскую, египетскую, арабскую, православную, средневековую, современную и иные цивилизации. Г. Еллинек подразделял все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип — это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек различает исторические типы государства: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное [10].

 

  1. Форма правления. Государственное устройство.

 

Многообразие государств имеет различия в формах правления  и государственного устройства. Тему о формах правления рассматривают 7 авторов [Решетников, Мельник, Соловьёв, Россолов, Василик, Лазарев, Романов]

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании [11, c111]. В политологии принято выделять две формы правления — монархию и республику.

Монархия. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу [12, c 78]. Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым "монарх царствует, но не правит". Сегодня конституционная парламентская монархия

имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах [4, c80].

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Они отличаются особыми отношениями  между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской  республики – Соединенные Штаты  Америки, где и была впервые введена  эта форма правления [4,  c81].

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией,создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Понятие государственному устройству дают 5 авторов: Бондарь, Мельник, Соловьёв, Решетников и Алексеев. Бондарь наиболее полно его трактует.

Государственное устройство — закрепленные в законах формы правления (структура органов власти, порядок их формирования, полномочия, функции, принципы и нормы взаимоотношений), а также формы административно-территориального устройства [5, c39].

С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие другие.

В унитарном государстве  действует единая конституция, нормы  которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной  власти; единое гражданство и единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные  единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Информация о работе Типология государств в политической системе