Типология государств в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Своеобразие конкретного типа государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, тип государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на тип государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику типа государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Государство как политический институт…………………………………4
Признаки государства и его функции…………………………………………5
Понятие типологии государств. Формационный и цивилизационный подход………………………………………………………………………………..7
Форма правления государств. Государственное устройство…………12
Правовое и социальное государство…………………………………………16
Демократическое, авториторное и тоталитарное государства…….17
Заключение……………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Типология государств в политической системе.docx

— 106.58 Кб (Скачать файл)

Кафедра: “Гуманитарные науки, философия  и право”

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Типология государств в политической системе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Государство как политический институт…………………………………4
  2. Признаки государства и его функции…………………………………………5
  3. Понятие типологии государств. Формационный  и цивилизационный подход………………………………………………………………………………..7
  4. Форма правления государств. Государственное устройство…………12
  5. Правовое и социальное государство…………………………………………16
  6. Демократическое, авториторное и тоталитарное государства…….17

      Заключение……………………………………………………………………………18

      Список литературы………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Особенности каждого  конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов осуществления государственной  власти.

Своеобразие конкретного  типа  государства любого исторического  периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство. Другими словами, тип  государства  непосредственно зависит от его  содержания и определяется им. Серьезное  влияние на  тип  государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  типа государства определяет также  характер  взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство как  политический институт.

 

Политические институты  — это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения.

Такими институтами являются государство  и его органы, политические партии и общественные объединения.

Основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом, — государство. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Аристотель видел в государстве политическое сообщество, союз свободных и равных граждан, воплощение разума, справедливости, красоты и общего благополучия. Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном — библейским чудовищем: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...» [1, с. 89].

Принято считать, что заслуга введения термина «государство» принадлежит  Н. Макиавелли, который для обозначения  самодостаточных, "обладающих властью  над людьми" территориальных образований, будь то монархия или республика, использовал специальный термин stato.

В русском языке аналогом термина stato выступает слово государство. Оно является производным от слова государь. Исконный его смысл - "хозяин". В этом значении оно было известно на Руси уже в XI в., позже оно приобретает значение "владыко", "государь". От последнего слова образовано существительное государство, которое встречается в литературных памятниках с XV в [2, c 171].

Первоначально оно значило "проявление власти государя", затем "земли, подчиняющиеся его власти", и наконец государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития [20, c 109-110].

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и  обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения [3, c 129].

 

 

 

 

  1. Признаки и функции государства.

 

Признаки государства  рассматривают 6 источников [Мельник, Соловьёв, Решетников, Алексеев, Бондарь, Пиголкин]. Все они рассматривают схожие признаки, но наиболее полное описание этим признакам даёт Решетников.

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая "твердая земля", суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важным атрибутом государства  является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

- Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть

ограничен реальными отношениями  внутри страны и на международной  арене.

-Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

- Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата [4, c 56].

 

Исследование функций государства  является детализацией вопроса о  его сущности, общественной роли. Функции государства трактуют 9 источников  [Василик, Матузов/Малько, Мельник, Решетников, Бондарь, Чичерин, журнал «Государство и гражданское общество», Корельский/Перевалов, Соловьёв], информация, которую они приводят является схожей. По моему мнению наиболее полно раскрывает этот вопрос Бондарь.

 Функции отражают главные направления и задачи деятельности государства по выполнению им своего предназначения. В функциях государства проявляется его сущность. Государство выполняет внутренние и внешние функции (см. рис.1).

Политическая функция — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Рисунок 1 - Функции государства



 

Правовая функция — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.

Организаторская функция — обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция — стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция — внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции — обеспечение внешней безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества[5, c37].

 

  1. Понятие типологии государств. Формационный и цивилизационный подходы

 

Прогрессивные мыслители  прошлого искали те пути общественного  развития, при которых государство  выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения  исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного  явления стало объективной основой  концептуального плюрализма типологии  государства. Понятие типологии государств дают 3 автора: Рассолов, Василик и Чичерин. Смысл данного понятия у авторов одинаков.

Типология государств — это совокупность общих признаков, свойственных определенной, исторически обособленной группе государств [6, c 89].

В рамках типологии основным компонентом выступает исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, связывающих государства единой общественно-экономической формации.

Выделяется также и исторический тип права, который характеризуется содержанием правовых принципов и правовой политики, всей системы юридических норм, устанавливаемых и охраняемых государством соответствующего исторического типа.

В правовой науке доминируют в основном две теории — формационная и

цивилизационная.

 

Формационный  подход.

Формационная теория основана на понятии общественной формации. Ее разновидностями являются общественно-экономической формация, «стадии экономического роста», а также другие разновидности общественного развития, возникшие под влиянием развития научно-технической революции: «индустриальное», «постиндустриальное», «информационное» общества. В последнее время стала формироваться идея о так называемом обществе гуманистического типа, которое будет основываться на свободе и уважении достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения и других факторов.

Формационная типология государства базируется на категории общественно-экономической формации как историческом типе общества, основанном на определенном способе производства.

Формационный подход к типологии государства и права — это исследование развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, в его производственных отношениях и классовой структуре.

Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую  базу общества, а производственные отношения составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем [7, c56].

Тип государства определяется на основании того, какой экономический  базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство выступает в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Различные типы общества путем отнесения его к той или иной стадии развития по критериям особенностей способа производства и отношений собственности (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества). Этой типологии обществ соответствуют три основных типа эксплуататорского государства:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

Приведем основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

 

Рабовладельческий тип государства —это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств и их правовых систем — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов. Яркими примерами таких государств выступали греческие города-полисы и античный Рим.

Информация о работе Типология государств в политической системе