Технология создания политического имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имиджа в целом. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии, костюмологии и др.), так и появление в начале ХХ столетия первых кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, защиты диссертационных исследований, посвященных проблематике имиджа, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и, наконец, увеличение количества специализирующихся в данной сфере организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

технологии политического имиджа.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)

Контрреклама – может происходить по-разному, но в любом случае в основе лежит выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны.

В основе всех имидж-технологий и PR лежит современная социальная и политическая психология, а именно психология социального познания, психология влияния, психология рекламы, психология управления, политическая психология, психология масс и др. Таким образом, искусство формирования имиджа любого уровня основывается на закономерностях, изучаемых в социальной психологии, в целом, и в политической психологии, в частности.

Решение проблемы управления имиджем в политических коммуникациях  должно опираться на ряд особенностей формирования политического имиджа в конкретных культурно-исторических условиях развития общества в России [2], [3], [4], [5]. В первую очередь, дефицит  информации о реальных качествах  политика, распространенность дезинформации  в СМИ и в каналах «сарафанного радио». Во-вторых, недостаточное адресное поступление информации к аудитории, наличие «фильтров недоверия» в  отношении различных форм предвыборной агитации и пропаганды. В-третьих, необходимость  непротиворечивости доступной для  электората информации при поддержании  сформировавшего позитивного имиджа. В-четвертых, учет механизмов взаимосвязи  различных политических имиджей

Технология формирования имиджа политического лидера должна основываться: 1) на понимании сущности феномена имиджа, 2) на учете особенностей политика, 3) на учете особенностей той  группы, на которую имидж направлен. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политического  лидера) необходимо ориентироваться  на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж политика.

В политической практике управление имиджем включается в предварительно разработанную программу действий в той или иной мере связанную  с выборами.

Для составления такой  программы осуществляется изучение контингента, «целевой аудитории» имиджа. Это осуществляется с помощью  социологических и социально-психологических  методов изучения представлений, мнений и других проявлений массового сознания, проведения экспертных опросов, фокус-групп  и др., а также наблюдения. С  помощью этих методов «вычисляется»  идеальный образ для данной аудитории.

Следующий важный компонент  сбора необходимой информации - составление  психологического портрета личности политика, для актуализации наилучших их черт или затушевывания негативных. Наиболее распространенными методами исследования личности политических лидеров является: контент-анализ их текстов, анализ личных документов и биографии, составление  психологических профилей, интервью, опросники, проективные методики и  т.п. [2], [3], [4], [5].

Далее необходимо определить к какому типу лидерства относиться данный политик и какие архетипы задействуются. На этой основе строится стратегия подачи (презентации) и  самоподачи (самопрезентации) имиджа политического  лидера, т.е. определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания. Для актуализации определенного  архетипа необходимо, чтобы конкретный кандидат предъявил такие черты, которые позволили бы его идентифицировать с одним из архетипов. Биография  и сама логика поведения политика должна быть подана через призму архетипа.

В политической имиджелогии  выделяются следующие архетипные образы[8], [9]: «мудреца», «воина-защитника» («доброго молодца»), «доброго царя-кормильца», «слуги народа» («борца за справедливость»), «былинного богатыря», «аскета», «святого» т.д.

Необходимо изучать политическую ситуацию и конкурентов. Это дает возможность создать яркий контраст, выделиться из «толпы» конкурентов  в соответствии с требованиями сегодняшних  реалий. Изучение этих аспектов создает  «эффективный» имидж, учитывающий  особенности населения, политической ситуации и самого политика.

При формировании имиджа обычно делается акцент на сильных сторонах политического лидера (характеристики, отвечающие требованиям электората) и нивелировке недостатков (характеристики, не отвечающие требованиям электората).

Существующие в литературе различные модели технологии формирования имиджа позволяют выделить основные этапы его формирования, в которые  учитывают перечисленные особенности [8].

На первом этапе определяются свойства, которые отличают данного  лидера от других.

На втором этапе подчеркиваются характеристики, которые приближают политического деятеля «к народу» (активизируется механизм идентификации  и отнесения его к категории  «свой»).

На третьем этапе приближают объект имиджирования к стереотипу «идеального лидера».

На четвертом - развивают  способности политика как оратора, добиваясь согласованности вербальной и невербальной информации.

На пятом этапе –  вызывается интерес средств массовой коммуникации. Далее составляется программа  встреч с электоратом.

На седьмом - создается  контр-технология с негативной информацией,

технологии изменения  негативных характеристик имиджа [8], [10].

Резюмируя вышесказанное  необходимо отметить важность профессионального  управления политическим имиджем. Имидж  в современной России уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения. Важно также формировать имидж окружения (например, имидж органов власти, если это президент).

 

© Виталий Андриевский

Политический  имидж кандидата 

Имидж политика складывается из целого ряда компонентов, которые, в  идеале, должны «работать» на создание единого образа: Программ, заявлений, в которых отражены основные идеи лидера. Это, как правило, несколько  наиболее злободневных проблем общественной жизни, требующих разрешения. В предвыборный период задача предлагаемого лидером  политического курса выражается в краткой и доступной для  понимания формуле — лозунге.

Процесс формирования имиджа

Имидж создается  собственной работой кандидата. Но чаще всего строится специально, развивается и закрепляется в  представлении избирателей с  помощью СМИ, средств агитации и  пропаганды. Специалисты, начиная разработку имиджа исходят из того, что менять надо не человека, который выступает  в качестве кандидата, а впечатления  о нем, которое больше зависит  от эффективности деятельности средств  массовой коммуникации, чем от самого кандидата. Чтобы победить на выборах, нужно стать мифом либо легендой. Опыт показывает, что в многих случаях  на выборах побеждает не конкретный человек, а миф об этом человеке, мощное отражение раскручиваемого  образа в общественном сознании.

  • Первое. Первоначально проводятся исследования, которые способствуют выявлению ожидаемых качеств и способностей кандидата.
  • Второе. Специалисты в области избирательных технологий, имиджмейкеры разрабатывают стратегический образ кандидата.
  • Третье. Специалисты в области агитации и пропаганды, используя СМИ, печатную и наружную рекламу, другие способы коммуникации доводят этот образ до избирателей.
  • Четвертое. Доверенные лица и агитаторы в непосредственном общении с избирателями закрепляют этот образ.
  • Пятое. Кандидат на встречах с избирателями демонстрирует этот образ, укрепляет свой имидж.

Основные черты  имиджа:

  1. Индивидуально-личностные черты: исключительность («эксклюзивность»), уверенность в себе и своем деле (до самоуверенности), сила.
  2. Социальные черты: позиция «служителя общества», забота о людях, хорошее знание их проблем, стремление улучшать жизнь.
  3. Личностно-энергетические черты: энтузиазм, бодрость, оптимизм, провоцирование положительных эмоций.
  4. Социально-энергетические черты: умение влиять на людей, решительность, энергия, воля, напористость.
  5. Социально-нравственные черты: высокие моральные качества, соответствие «общественному идеалу».

Важно! Как правило, целостный имидж состоит из ряда «микроимиджей» — конкретных микромоделей, «развертывающих» те или иные черты целостного имиджа. Для того, чтобы целостный имидж был емким, броским и запоминающимся, конкретные модели имиджа должны включать в себя не больше 3-4 основных внешне фиксируемых образов-слагаемых.

Основные составляющие имиджа кандидата 

В имидже важными  считаются следующие характеристики политика:  

  1. Личность (харизма, направленность, интеллект, нравственность, потенциал).
  2. Отношение (к стране, народу, соратникам, самому себе). 
  3. Поведение и деятельность (лидерское — как в экстремальные моменты, так и в обыденной жизни).

Прежде всего, оценивают:

  • внешность, степень выраженности мужских или, соответственно, женских качеств;
  • выразительность поведения (мимику, жестикуляцию);
  • уверенность, убежденность в том, о чем он говорит;
  • профессиональные ораторские качества (темп и четкость речи, раскованность, ораторские приемы) и лишь затем содержание выступления. Про это часто забывают ораторы, желающие произвести впечатление на аудиторию с помощью изысканной логики и эрудиции.
  • кроме названных качеств, зрители реагируют на харизматические качества личности, заставляющие их верить и чувствовать воодушевление при общении с выступающим.

Важно! Внешние компоненты играют значительную роль в восприятии имиджа кандидата. В первую очередь, это его лицо, прическа и другие «черепно-лицевые признаки». Затем следует одежда и аксессуары. После этого — мимика и пантомимика, жесты и жестикуляция. Затем — речь: дикция, тембр голоса, темп и особенности речи, наличие в ней своеобразных оборотов, пословиц, афористичных фраз. Кандидату и членам его команды, отвечающим за имидж необходимо помнить о проблеме первого впечатления, производимого кандидатом на аудитории, а также проблеме создания людьми некоего «собственного» мнения о политике по его фотографиям в газетах, журналах, на плакатах или по телевизионному изображению. В социальной технологии давно установлено, что именно первые секунды чисто внешнего восприятия другого человека формируют общее позитивное или, напротив, негативное отношение к нему — грубо говоря «любовь» или «нелюбовь» с первого взгляда.

Важное значение имеет и тот образ, который  выбирает кандидат для публичных  выступлений. Среди наиболее популярных образок такие, как: «проповедник»  — человек, стоящий выше повседневных забот и страстей, являющийся эталоном моральных ценностей. Это весьма привлекательный образ, однако реальным людям очень трудно ему соответствовать. Другой образ — «учитель» — человек, знающий ответы на все вопросы. Послужной список политика должен работать на этот образ. Достаточно противоречив образ — «такой же, как вы», «свой парень». С одной стороны, он позволяет быть ближе к избирателям, с другой стороны, смешивается с образом «соседа по лестничной клетке».

В целом же формирование образа политика — сложный процесс. Чем талантливее, ярче личность политика, тем меньше ему нужна «правка». Харизматические личности обладают гипнотической способностью воздействовать на людей — этому научить нельзя. В формировании образа политика участвуют  многие элементы: личность кандидата  и биография, его индивидуальная «легенда». политическая платформа, избирательная  программа, состав команды поддержки, текст основной речи кандидата и  т.д.

Существует несколько  базовых составляющих образа кандидата.

Первый уровень  — морально-этические качества, имеющие огромное значение в условиях кризиса доверия избирателя ко всякой власти: честность, неподкупность, справедливость, ответственность.

Следующий уровень  — деловые и профессиональные качества, компетентность: знание нужд избирателей, обладание опытом управления и успехами на предыдущих местах работы.

Еще один уровень  — «пробивные» качества кандидатов; вхожесть в коридоры власти, наличие  нужных знакомств, лидерские качества и т. д.

Следующий уровень  — внешние данные: личное обаяние, привлекательность, солидность и представительность, хорошие манеры.

Пятый уровень —  коммуникативные качества: умение убеждать собеседников и вести за собой  людей, получать дополнительную энергию  от общения и т.д.

Имидж политика складывается из целого ряда компонентов, которые, в  идеале, должны «работать» на создание единого образа:

Программ, заявлений, в которых отражены основные идеи лидера. Это, как правило, несколько  наиболее злободневных проблем общественной жизни, требующих разрешения. В предвыборный период задача предлагаемого лидером  политического курса выражается в краткой и доступной для  понимания формуле — лозунге.

Поведения, позволяющего продемонстрировать черты характера, которые в общественном сознании связываются с понятием лидера. Среди  них такие как решительность  в отстаивании своих идей, компетентность. Немаловажно, чтобы поведение политика демонстрировало простоту, открытость в общении и другие качества, вызывающие симпатию и доверие у людей;

Внешности (одежда, лицо, фигура), манер, жестов, походки, красноречия. Психологи говорят, что отношение  к политику определяется не только тем, что он говорит и предлагает, но так же тем как он выглядит. Даже стиль одежды призван подчеркнуть  визуальный образ политика, сблизить его с какими-то группами населения.

Биографии: происхождения, образования, профессия, партийности. Авторитет кандидата может подкрепить его должностной статус и имидж  той организации, с которой он в профессиональном плане связан. Следует учитывать, что профессиональный опыт не обязательно должен быть связан с опытом государственного управления. Он может быть любым, но самое главное  — чтобы он был успешным. Подтвердить  право на лидерство могут и  яркие факты жизненного пути, подтверждающие смелость и решительность политика, например, служба в армии, участие  в военных действиях, борьба с  коррупцией и привилегиями, с проявлениями несправедливости. Биография, будучи первоначальной визитной карточкой кандидата не должна быть составлена сухим, официальным  языком, должна быть тщательно отретуширована и не содержать ничего такого что  могло бы произвести неблагоприятное  впечатление на избирателей. Однако, создавая имиджевую биографию, надо постоянно просчитывать, как смогут или не смогут «вывернуть» ее политические противники. Обязательное завершение политической биографии — объяснение того, как. Почему и для чего пришел человек в политику.

Информация о работе Технология создания политического имиджа