Теория и практика социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:25, реферат

Краткое описание

Изучение феномена социального государства, его теоретических основ и практики в различных странах позволит более полно представлять себе цели и задачи построения социального государства в нашей стране и выбирать подходящие средства и механизмы реализации социальной политики.
Цель предпринятого исследования состоит в выявлении специфических теоретических аспектов концепции социального государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социальному государству.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 

Специальная кафедра №9 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: «Теория и практика социального государства» 
 
 
 
 
 
 

                   Исполнитель: соискатель кафедры

                                 политологии

                                                             юридического

                           ф-та БГУ,

                           преподаватель

                           Побережная О.Е. 
                     
                     
                     
                     
                     

Минск, 2010

 

                 ВВЕДЕНИЕ 

       С момента провозглашения в конце  ХХ века государственного суверенитета белорусское общество и государство  вступили в длительную стадию трансформации социальных, экономических и политических институтов и отношений. На повестке дня встала необходимость построения новой государственности, которая бы в полной мере отвечала требованиям и вызовам современности, а также определяла бы перспективы развития республики. Начался процесс глубокой системной трансформации – процесс длительный, нуждающийся в четком определении приоритетов развития, выполняемых задач и уяснении стратегических целей.

       На  этом пути страна столкнулась с целым  рядом серьезных проблем, связанных с выбором форм своего государственного и общественного бытия, с определением основ своей внутренней и внешней политики. Одной из основополагающих задач для государства и общества стало приоритетное решение социальных проблем.

       Опыт самостоятельной государственной жизни Беларуси показал, что последовательное решение социальных проблем возможно при условии внутренней стабильности, единства и процветания народа, обеспечивающихся политико-управленческой деятельностью государственных и общественных институтов. Социальные проблемы, такие как бедность, демографический спад, социальный дисбаланс, в соответствии с мировым опытом решаются путем проведения социальной политики. Проводником реализации социальной политики выступает государство в его особой форме – социальное государство.

       Понятие «социальное государство» прочно вошло в современный политический лексикон белорусского общества. Оно было заложено в конституционное определение характера и сути государственного устройства Республики Беларусь. Фактически это означает стремление подчинить деятельность государства обеспечению достойного уровня жизни населения, равных условий реализации возможностей, удовлетворению основных потребностей всех социальных групп. В рамках социального государства принимаются и реализуются различные социальные программы, которые финансируются из бюджета. Таким образом, социальное государство объективирует социальную политику, придает ей практический смысл.

       Изучение  феномена социального государства, его теоретических основ и практики в различных странах позволит более полно представлять себе цели и задачи построения социального государства в нашей стране и выбирать подходящие средства и механизмы реализации социальной политики.

       Цель  предпринятого исследования состоит в выявлении специфических теоретических аспектов концепции социального государства.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ  СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
 

       «Социальное государство» - одно из центральных  понятий теории социальной политики. Оно было введено в научный  оборот немецким ученым Лоренцом фон Штайном (1815 – 1890) в 1850 г. и использовалось им для обозначения нового понимания традиционных обязанностей государства. Согласно Штайну, социальное государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» - утверждал Штайн.1 Поддержание равенства в правах для всех, обеспечение прогресса в социальной и экономической сферах, самоопределение личности и т.д. посредством своих властных функций – таково основное содержание деятельности социального государства по Штайну.

       В основе социального государства  лежат идеи социального гражданства  и социальных прав. Социальное гражданство понимается как аспект гражданства юридического, который выражается в том, что человек, получая гражданство того или иного государства, вместе с ним приобретает право пользоваться всеми привилегиями и защитными механизмами, которые государство предоставляет в социальной сфере. Социальные права, которые принадлежат человеку по праву рождения, таким образом, закрепляются в правовом статусе как неотъемлемое право собственности. Однако содержание понятия «социальное государство» шире, чем гарантированность социальных прав по факту гражданства. Оно означает также повышение роли государства в обеспечении социальных прав граждан в условиях рыночных отношений и, следовательно, закреплении за ним функции снижения зависимости индивидуума от этих отношений.

       Идея  признания за каждым человеком социальных и экономических прав и необходимости  их защиты со стороны государства  возникла на волне резкого обострения отношений труда и капитала. Многомиллионные  массы людей наемного труда нуждались  в защите от эксплуатации и произвола со стороны работодателей. Такую защиту могло дать только государство. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX начале XX веков социального законодательства, т. е. совокупности законов, дающих гарантии гражданам в определённых сферах жизни. Можно назвать законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях и, которые были приняты во многих странах Европы, США, СССР и других странах. Кроме того, начиная с 70-х годов ХХ века, социальное законодательство вышло за рамки законотворчества отдельных государств и стало важной частью международного законодательства. В рамках Евросоюза было создано и успешно действует общеевропейское социальное законодательство – Европейская социальная хартия. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 2

       Существуют  некоторые разночтения в определении  социальных прав. Наиболее точно их суть раскрыта в определении, предложенном Иваненко В. А. и Иваненко В. С.: «Социальные права – это признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности». 3 Для реализации социальных прав нужна высокоразвитая экономика и богатство ресурсов. В условиях экономических кризисов стараются экономить именно на социальной сфере. Поэтому так важно правовое закрепление социальных прав, которое не допускает забвения государством своих обязательств.

       Развитие  идеи о социальных правах, которые  могут быть реализованы только государством, и необходимости их правового закрепления, привело к возникновению понятия «социальное правовое государство». В научный оборот термин «социальное правовое государство» ввел в 1930 году немецкий правовед Г. Хеллер (1887 – 1956), который его важнейшим признаком считал признание, соблюдение и защиту жизненно важных для каждого человека прав их конституционное закрепление. 4 Важно подчеркнуть, что идее «социального государства» предшествовала идея и практика «правового государства», хотя термин появился позже. Некоторые авторы рассматривают «социальное государство» как следующую ступень развития «правового государства» из-за объединения терминов «правовое» и «социальное» в одном понятии «социальное правовое государство». Сначала происходил процесс юридического закрепления гражданских и политических прав, а потом на их основе обеспечивалась социальная справедливость путем предоставления равенства возможностей. П. И. Новгородцев полагал, «что социальное государство является высшей стадией развития государства правового». 5

       Подобное  понимание социального государства  породило, однако, диспропорцию в распределении  прав личности и её обязанностей по отношению к обществу. Это связано  с тем, что постепенно в общественном сознании сформировалось представление о социальных правах человека как о естественных, хотя они появились в процессе политического развития общества как результат многолетней борьбы трудящихся за свои права.

       Однако  между дефинициями «правовое  государство» и «социальное государство» существуют и различия. Если правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека, т. е. реализация свободы, то социальное государство, наоборот, - это форма обременения власти правами и свободами человека, т. е. реализация равенства. В связи с этим многие правоведы выступали даже против объединения понятий «правовое» и «социальное» государства в одно. 6

       Такая дихотомия «ограничение прав власти – обременение обязанностями» породила асимметричность социальных прав и  обязанностей личности и создала особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство вместе с особым статусом получило и особое право на перераспределение общественных благ, обеспечивая подобным образом формальное равенство людей.

       Определение социального государства как  правового явилось принципиальным для решения извечного вопроса  несовместимости свободы и равенства. Одним из вариантов такого решения  явилось определенное ограничение  свободы в пользу равенства с  целью смягчения социальных противоречий путем оказания помощи нуждающимся. Таким образом, признание и развитие концепта социальных прав стало не только основой для создания социального государства, но основой для развития его социально-правовой модели.

       В истории развития концепции социального государства можно выделить два основных подхода. В англо-американском варианте разрабатывалась модель регулирующего государства. По мнению Т. В. Карадже, такой вариант «социальной государственности акцентирует внимание на анализе условий предупреждения поляризованности общества, монополизации прав и свобод какой-либо социальной группой или структурой, на выработке механизмов властного рассредоточения, разграничения функций государства и гражданского общества.» 7 Здесь сразу возникает проблема установления предела вмешательства государства в экономику, т. е. до какой степени необходимо ограничивать рыночные механизмы в пользу установления справедливости. Регулирующее государство предпочитает не влиять на экономику, а урегулировать возникшую в социальных отношениях диспропорцию.

       В континентально-европейском варианте разрабатывалась модель интервенционистского государства. Её активно развивал А. Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Он считал, что государство должно выстраивать свою экономическую сферу с учетом интересов трудящихся и создавать условия для выравнивания возможностей участников социальных отношений. Иными словами, он был сторонником не пассивного, а активного участия государства в решении проблем социальной сферы. 8

       Дихотомия регулирующее - интервенционистское  государство получила свое развитие в идее «государства всеобщего благосостояния или всеобщего благоденствия». Само понятие впервые появилось в  Германии при О. фон Бисмарке в 1880 году. Бисмарковская модель социального государства была построена на принципах солидарности и уравнивающей справедливости.

       Стержневым  принципом концепции «государства благосостояния» стало понимание  тесной связи социальной политики государства  с единой экономической политикой, нацеленной на обеспечение гражданам определенного уровня доходов при полной занятости. Отцом этих представлений стал англичанин У. Беверидж. Его доклад «Полная занятость в свободном обществе» в английском парламенте в 1942 году стал первым толчком к переходу от теоретизирования в области социальной политики к принятию конкретных решений и предоставлению социальных услуг в рамках национальных государств. Предложение социальных услуг стало одним из ведущих проявлений социальных функций государства. Появились принципиально новые функции: обеспечение занятости, социальный патронаж, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов. При этом государство брало на себя обязательство обеспечивать равные социальные возможности для всех социальных групп.

       «Государство  благоденствия» наилучшим образом  обеспечивало сплоченность общества и  реализацию основных социальных прав. Взяв на себя функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей. Принятие государством на себя определенной социальной ответственности стала возможным благодаря реализации принципа возмещения ущерба. Суть этого принципа состоит в перераспределении социальных благ с целью выравнивания положения людей и компенсации неравномерного доступа к ним.

Информация о работе Теория и практика социального государства