Теория и практика социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:30, методичка

Краткое описание

Ядром системы социальной работы является социальная работа как отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_praktika_sotsialnoy_raboty.doc

— 691.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан ФСН

_____________________В.А. Блонин

.

 

"_____"__________________2012 г.

 

 

 

 

программа учебной дисциплины

 

Теория и  практика социальной работы

 

 

Направление подготовки

040100 – Социология

 

 

 

Профиль подготовки

Социолог-аналитик

 

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

 

Нижний Новгород

 

2012

 

  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Теория и практика социальной работы. Система социальной работы» являются пополнение и систематизация имеющихся у студентов знаний о роли, содержании, принципах, методах и практиках социальной работы для повышения уровня их социальной и профессиональной компетентности, содействия мобилизации их профессиональных ресурсов и опыта.

 

2. Место учебной  дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100 – «Социология».

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение структуры и особенностей современного общества, сущности и форм проявления социальных конфликтов, общенаучных и специальных методов исследования в социальной работе.

Данная дисциплина находится в комплиментарной связи с читаемыми курсами: «Социология образования», «Социология труда», «Государственное и муниципальное управление», «Социальное прогнозирование и управление».

 

3. Компетенции  обучающегося, формируемые в результате  освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: социальный контекст осуществления социальной работы, ключевых категорий её научного основания, особенности взаимодействия внутри системы социальной работы

Уметь: применять в исследовательской и практической работе знания о структуре системы социальной работы, используя их в осуществлениии своей организаторской, проектной деятельности, социальном менеджменте и непосредственной социальной терапии на индивидуальном и групповом уровнях

Владеть практико-технологической компетентностью, практическими навыками, в том числе и в решении исследовательских задач.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100 – «Социология»:

а) общекультурные (ОК):

  • способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

б) профессиональные (ПК):

  • способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по теориям и методам социальных наук (ПК-1, часть);

умением использовать социологические  методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации  потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ГК-6);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

  • способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).

 

4. Структура  и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов, из них 16 лекционных, 16 практических занятий, 40 – самостоятельная работа студентов.

 

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной  работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Структура системы социальной работы

8

1-4

Л 4

ПР 4

СР 8

К : еженед

Участие в практических занятиях –1,2,3,4;

2

Социальная работа как отрасль научного знания – ядро системы социальной работы

8

5-9

Л 2

ПР 2

СР 6

К : еженед

Участие в практических занятиях –5,6,7,9;

Реферат – 8.

3

Социальные агентства  в системе социальной работы

8

10-12

Л 2

ПР 2

СР 8

К : еженед

Участие в практических занятиях – 10, 11.

Реферат – 12.

4

Семья в системе социальной работы

8

13-16

Л 2

ПР2

СР 6

К : еженед

Участие в практических занятиях – 13, 16.

Эссе – 15.

5

Клиенты социальной работы

8

17-20

Л 4

ПР 4

СР 6

К : еженед

Участие в практических занятиях – 17, 19, 20.

Эссе – 18.

6

Социологические исследования в социальной работе

8

21-24

Л 2

ПР 2

СР 6

 

Участие в практических занятиях – 21, 23,

Разработка инструментария – 22,

Экзамен – 24.

Итого:

16

16

40

 

 

 

5. Образовательные  технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий  рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, защиты рефератов, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

6. Оценочные  средства для текущего контроля  успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Эссе – письменная работа, выполняемая студентами в ходе самостоятельной работы, с использованием научных источников объёмом до 5500 знаков, должно содержать изложение конкретной трудной ситауции и варианта применения методики семейной терапии.

Реферат – письменная работа, выполняемая студентами в ходе самостоятельной работы объёмом до 10000 знаков, с использованием не менее двух источников из списков дополнительной литературы. Особую значимость для работы в группе будут иметь реферативные обзоры иностранной литературы по предлагаемой проблеме; вы можете сделать реферат на основе самостоятельно подобранной литературы по изучаемой теме; реферат должен содержать авторский комментарий изученных источников.

 

Раздел 1.

 

Структура системы  социальной работы.

Системность социальной работы определяется необходимостью преодоления несовпадения/рассогласования целей и интересов основных участников социальных процессов: социума в целом, социальных (территориальных, этнических, профессиональных и др.) общностей, социальных групп и индивидов. Структура системы социальной работы включает следующие основные элементы, находящиеся в нерейтинговом соотношении: социальное право и законодательство; социальную политику (особое внимание демографической и семейной); социальную статистику; социальная работа как отрасль научного знания и предмет вузовской подготовки; клиенты и социальные работники; социальные агентства; трудовые коллективы и работодатели; конфессиональные и благотворительные организации; группы самопомощи и семья.

Принципы действия системы  определяют успешность социального  взаимодействия – внутреннего с внешней средой.

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

  1. Элементы структуры системы социальной работы.
  2. Противоречия системы социальной работы
  3. Принципы действия системы социальной работы
  4. Взаимодействие в системе социальной работы.

 

Раздел 2.

 

Социальная  работа как отрасль научного знания – ядро системы социальной работы.

Ядром системы социальной работы является социальная работа как  отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.

Особый смысл приобретают в  социальной работе категории ресурсности, капиталов, выбора, социального контроля.

Эффективность системы социальной работы зависит от полноты реализации ее принципов.

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

  1. Объект и предмет теории социальной работы
  2. Категории социологии в теории социальной работы
  3. Парадигмы социальной работы
  4. Принципы социальной работы

 

Темы рефератов:

  1. Идентичность в социальной работе.
  2. Категория «социализация» и её принципы.
  3. Категория «социальная проблема».
  4. Социальная защищенность
  5. Категория ресурсности.
  6. Категория выбора в социальной работе.
  7. Категория жизненного пространства человека.

 

Раздел 3.

 

Социальные агентства в системе социальной работы.

Исследование деятельности социальных агентств в качестве государственных учреждений и организаций в российском обществе в силу специфики зарубежного опыта, где эта структурная часть системы подразделяется на 2 вида – первичные и вторичные агентства, то есть действующие в структуре органов здравоохранения, образования, в пенитенциарных учреждениях, в армии. Наши вторичные агентства, в отличие от зарубежных, не имеют самостоятельности, зависят от руководства учреждений, в которых работают (например, социальные педагоги в школах, социальные учреждения в психиатрических больницах)

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

  1. Структура государственных учреждений в социальной сфере.
  2. Социальные учреждения в работе с детьми.
  3. Социальные учреждения в работе с пожилыми и инвалидами.
  4. Вторичные социальные агентства.

 

Темы рефератов:

  1. Социальная работа в образовательных учреждениях.
  2. Социальная работа в армии.
  3. Социальная работа в пенитенциарной системе.
  4. Социальная работа в здравоохранении.

 

Раздел 4.

 

Семья в системе  социальной работы.

Семья как социальный институт: функции/дисфункции; формы  семейной организации, типология современных семейно-брачных отношений. Семья – малая социальная группа: специфика внутрисемейного взаимодействия (дети-родители, супруги, межпоколенное, в рамках расширенной семьи). Семья – объект и субъект социальной работы, взаимодействие с другими структурными элементами системы социальной работы. Принципы социальной работы с семьей. Субъектность семьи. Успешная семья. Ресурсность семьи. Семейный капитал. Семейное насилие (разновекторность). Успешная семья – идеал семейной политики и социальной работы с семьей.

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

  1. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
  2. Семья – объект и субъект социальной раобты.
  3. Типология современных семейно-брачных отношений.
  4. Принципы социальной работы с семьей.

 

Темы эссе:

  1. Успешная семья – идеал семейной политики.
  2. Ресурсность семьи.
  3. Ценность детей.
  4. Объекты и субъекты семейного насилия.

 

 

 

Раздел 5.

 

Клиенты социальной работы.

К этой категории относятся  люди в сложной жизненной ситуации. Основная сложность взаимодействия с социальным работником на начальной стадии терапии по всем четырем составляющим: предмета (неадекватная оценка клиентом своей ситуации); субъектов (несогласие клиента с составом команды профессионалов, привлекающихся социальным работником); средств действия (клиент нередко возражает против регулярных консультаций, контроля его поведения); результатов (клиент может не согласиться с их оценкой, прекращением взаимодействия с ним или передачей другим специалистам). Добровольные и недобровольные клиенты. Клиентами выступают и индивиды, и семьи, и общины, и территориальные общности. Классификация клиентов по их проблемам и характеру сложной жизненной ситуации (безработица, бездомность, нарикания, жертва семейного насилия, социальный сирота и др.).

Информация о работе Теория и практика социальной работы