Структура парламентов: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России – Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; сравнение положений действующей Конституции и развивающего ее законодательства по рассматриваемому вопросу с ранее действовавшими актами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА……………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ………………………………………………………………………………6
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ…………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации. Реферат по Политологии.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Проект федерального  конституционного закона проходит три чтения в Государственной Думе, если Государственной Думой  применительно к конкретному  проекту  не будет принято иное решение. Процедура прохождения  проектов федеральных конституционных законов через чтения в Государственной Думе идентична процедуре прохождения проектов федеральных законов, за исключением того, что все решения принимаются установленным Конституцией  квалифицированным большинством голосов.

Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. В  соответствии с ч.1. ст. 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания президентом, а в соответствии с ч.2. ст. 4 этого акта – федеральные конституционные законы  направляются Президентом лоя официального опубликования.           

 В настояющее время приняты  и вступили в силу всего  пять Федеарльных конституционных  законов: «О Конституционном Суде  РФ», «О референдуме РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ» и «Об  уполномоченном по правам человека в РФ».*           

 Процедура принятия федерального  закона Государственной Думой  в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время    первого    чтения    обсуждаются    основные   положения  законопроекта.  Обсуждение  начинается   с   доклада   инициатора

проекта,  затем  заслушиваются содоклады и проводятся прения.  По завершении прений  депутаты  приступают  к  принятию  решения  по законопроекту  с  учетом  всех замечаний и предложений.  В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы  над  ним проект  передается на обсуждение комитета,  ответственного за его подготовку. По результатам  обсуждения законопроекта дума может решить: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, отклонить законопроект, принять закон. 

После того,  как комитет вновь представит  в  палату доработанный  проект  закона  проводится  его  второе  чтение  на  пленарном  заседании.  На  этом  этапе   происходит   постатейное  детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок.  Существо второго чтения заключается  в рассмотрении поправок к законопроекту. В результате рассмотрения законопроекта во втором чтении  Государственная Дума либо принимает  законопроект либо отклоняет его. В случае отклонения законопроекта  ответственный комитет государственной Думы, как правило, готовит его к рассмотрению во втором чтении повторно. Перед третьим чтением проект проходит юридическо-техническую и редакционную проработку. Завершающей стадией является третье  чтение законопроекта,  во  время  которого  уже  не  разрешается вносить

никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом.   Для принятия  федерального  закона  необходимо  большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.    

 Принятые Государственной Думой  федеральные законы в  течение пяти  дней  передаются  на  рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Конституции).  Часть 4 статьи 105 Конституции предоставляет Совету Федерации право одобрять или отклонять федеральные законы. При этом в Конституции предусмотрено два вариата одобрения. Федеральный закон считается одобренным  Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (что составляет как минимум 90 голосов), либо если в течение 14 дней  он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерациив в случае если за такое решение проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты, а также в случае, если за его одобрение  не проголосовало необходимое  число членов Федерации. Не все принятые Государственной Думой федеральные законы могут быть одобрены  Советом Федерации без рассмотрения. Обязательному рассмотрению   в   Совете  Федерации  подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы  по  вопросам: федерального бюджета;  федеральных налогов и сборов;  финансового валютного,  кредитного,   таможенного   регулирования,   денежной эмиссии;   ратификации   и   денонсации  международных  договоров Российсской Федерации;  статуса и защиты  государственной  границы Российской Федерации; войны и мира.           

 В случае отклонения федерального  закона Советом Федерации имеется  два варианта возможных действий. Это создание согласительной  комиссии Государственной Думы и Совета Федерации и преодоление вето  Совета Федерации при повторном голосовании Государственной Думы по федеральному закону (необходимо не менее двух третей от общего числа депутатов Государственрой Думы, т.е. не менее трехсот депутатов).            

 Принятый федеральный закон  в течение 5 дней направляется  Президенту России,  который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Пооцедура официального опубликования федеральных законов была установлена  посредством принятия федерального закона «О порядке  опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» В соотвтествии с ч.1 ст.3 и ч.2. ст.4. этого акта федеральные законы  подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней  после их подписания  Президентом и направляются для официального опубликования Президентом.

Если   Президент   в   течение   пяти денй отклонит  федеральный закон,  то Государственная Дума и Совет Федерации вновь  рассматривает  этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой  редакции  большинством  не  менее  двух третей   голосов  от  общего  числа  членов  Совета  Федерации  и депутатов Государственной Думы,  он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции). 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства. Она несет в себе новые ценности и ориентиры, в частности, это касается  Федерального собрания – парламента России, пришедшего на смену  двухзвенному органу представительной власти Россйской Федерации, состоявшему из Съезда народных депутатов РФ и формируемого им Верховного Совета.

Итак, Федеральное собрание состоит из Государственной Думы и Совета Федерации и является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительный характер государственного органа в общем не раскрывается в Конституции  и развивающем ее законодательстве, в отношении же понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление.

Если говорить о порядке формирования Государственной Думы, то можно сказать, что российские  законодатели учредили оптимальную модель выборов, в которой сочетаются  пропорциональная и мажоритарная системы. Голосование по партийным спискам полностью соответствует  Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Существующая система  выборов, думается, способствует формированию многопартийности в России. Избирателю легче и проще ориентироваться в названиях партий, чем в десятках фамилий, включенных в бюллетени по одномандатным округам.

В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. В большей степени соответствовал бы представительному характеру Федерального собрания предлагавшийся способ, при котором органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя от законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. В действительности существует способ, при котором происходит замещение постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности.

Вообще, целесообразно было бы иметь в Конституции РФ главу об избирательной системе. Это  избавило бы страну  от бесконечных выборных экспериментов и искусственного создания политической напряженности, необходиомй порой   некоторым политикам.

Конституционную компетенцию палат Федерального собрания  можно структурировать следующи образом: во-первых, это полномочия, относящиеся к исключительному ведению палаты;  во-вторых, полномочия, связанные с организацией деятельности палаты ; в-третьих, полномочия по принятию федеральных законов.

Предусмотренная Конституцией различная компетенция для каждой из палат парламента обеспечивает “систему сдержек и противовесов “ в деятельности Федерального собрания, в которой Совету Федерации отводится роль  своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе.

Следует особо отметить различие функций палат по принятию федеральных законов. Законодательная деятельность сосредоточена    преимущественно    в    Государственной    Думе: законопроекты  вносятся  в   Государственную   Думу;   существует возможность  преодоления  несогласия  Совета Федерации с законом, принятым  Думой;  ограничены  сроки,  в  течение  которых   Совет Федерации    обязан    рассмотреть    законы,    переданные   ему Государственной Думой.     Совет Федерации  фактически  рассматривает законы,  принятые Думой,  одобряет или не одобряет их.

В целом, законодательный процесс  в Федеральном собрании можно назвать эффективным. С начала  1994 года  были приняты, подписаны Президентом РФ и вступили в силу  пять  федеральных конституционных и более шестисот федеральных законов. Вместе с тем существуют противоречия между ними, некоторые акты несовершенны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., М.,1995.

2.   Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.1994 года, Ведомости Федерального Собрания РФ, 1994 год, №7, ст. 306.

3.   Федеральный закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ, Собрание законодательства РФ , № 3, 1995 г.

4.   Федеральный закон “О формировании Совета Федерации Федерального собрания РФ”

5.   В.И. Васильев, А.Е. Постников. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы, изд-во БЕК, М., 1995 г.

6.   Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор          В.А. Четвернин. М., 1997.

7.   Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. М., 1995.  

8.   Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.

 
 
 

 

 


Информация о работе Структура парламентов: общее и особенное