Структура и особенности рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:25, доклад

Краткое описание

В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными и духовными средствами их удовлетворения. С развитием цивилизации, насыщением рынков потребительскими товарами усиливается стремление к удовлетворению потребностей в самых разнообразных услугах. В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. До относительно недавнего времени услуги почти не выделялись в самостоятельный предмет для экономического анализа.

Содержание

особенности рынка услуг
рынок услуг
функции рынка

Вложенные файлы: 1 файл

13.Структура и особенности рынка услуг.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Факультет географии и  геоэкологии

Направление: « Туризм »

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему  « Структура  и особенности рынка услуг»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Логвиненко Ксения

3 курс

1. Виды  услуг

В структуре потребностей существенную роль играет соотношение  между материальными и духовными средствами их удовлетворения. С развитием цивилизации, насыщением рынков потребительскими товарами усиливается стремление к удовлетворению потребностей в самых разнообразных услугах.  В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. До относительно недавнего времени услуги почти не выделялись в самостоятельный предмет для экономического анализа.

Наиболее общим моментом встречающимся в различных определениях услуг, является представление их как товара, не имеющего материальной оболочки, то есть услуги рассматриваются как особая форма товара. Более конкретно можно сказать, что услуги - результаты деятельности (действия), удовлетворяющего определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Они часто рассматриваются как нематериальные ценности. Услуги представляют собой результаты труда, с помощью которого производитель по заказу потребителей изменяет физическое, экономическое, моральное состояние последних. Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такую деятельность способны осуществлять и другие.  

Традиционно принято выделять группу отраслей, классифицируемых как  отрасли, предоставляющие услуги. Обычно к ним относятся транспорт, связь, туризм, медицинское обслуживание, страхование, образование, спорт и т.д. Эти отрасли занимаются предоставлением, хранением и распространением информации, связью, консультациями и развлечениями в самом широком смысле, что ведет к созданию общей и специализированной информации, кинофильмов, компьютерных программ, музыки. Но продукция таких отраслей часто хранится на физических носителях, таких как бумага, пленки, диски, и в таком виде она может принять форму видеокассеты или выступать как материальный объект.

Отсюда вытекает необходимость  отметить ряд особенностей услуг:  
+ сложность отделения цены на товар от цены на сопутствующие услуги. Очень часто в стоимость товара включаются услуги по его погрузке в транспортное средство потребителя, доставке до потребителя, установке, наладке. В этом случае трудно оценить действительный объем предоставленных услуг, поскольку сведения о продаже будут учитываться статистикой торговли или производства, но не статистикой транспорта или бытовых услуг.  
+ сложность процесса смены собственника. Рыночный процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить своего собственника. Но поскольку услуги, как особая форма товара, часто не существуют как отдельные экономические объекты, на них не могут распространяться права собственности. В силу этого некоторые услуги не могут быть проданы отдельно от их производства. 
+ сходство условий производства и потребления услуг. Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении. Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Потребитель может оценить полезность услуги только после акта "производство - потребление" и заранее имеет лишь косвенную возможность для оценки ее качества. Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию личных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью.  
+ сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки. Услуги не подлежат хранению и транспортировке. Это свойство увеличивает степень предпринимательского риска во всех отраслях услуг (особенно в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры).  
+ единая социальная направленность услуг. Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека.  
+ историческая общность возникновения и развития услуг. Она связана с процессом обособления услуг в самостоятельные отрасли в ходе развития процесса общественного разделения труда.  
+ сходство услуг в отношении их связи с продуцентом. Услуга не существует отдельно от производителя. В процессе ее производства осуществляется личный контакт производителя и потребителя.  
+ сходство услуг в отношении широты качественных характеристик. В условиях совпадения производства и потребления услуг и зависимости результата деятельности предприятия непроизводственной сферы от квалификации кадров невозможно гарантировать постоянство качества услуг. Услуга существует как вид человеческой деятельности, и ее качество может варьироваться в широких пределах. С этой целью предприятие сферы услуг решает задачи совершенствования кадровой структуры, повышения квалификации персонала, внедрения современных технических средств и эффективных технологий. Существует множество систем классификации услуг, ни одна из которых до настоящего времени не стала общепризнанной. Можно выделить некоторые из них:

1. Классификация по принципу  отношения к товару:  
+ услуги материального характера, т. е. услуги, имеющие отношение к какому-либо товару. Они, в свою очередь, разделяются на услуги, связанные с арендой товаров, когда товар не принадлежит потребителю, но последний им пользуется (например, прокат, гостиницы), и услуги, оказываемые потребителю в отношении принадлежащего ему товара (например, ремонт бытовой техники, автомобилей и т. д.).  
+ нетоварные услуги, т. е. услуги, непосредственно не связанные с каким-либо товаром (например, репетиторство, юридические услуги и т. д.).

2. Классификация по критерию  источника покрытия затрат на  оказание услуг : 
+ рыночные услуги, т. е. услуги, которые являются объектом купли-продажи и издержки оказания которых целиком или в значительной мере покрываются за счет выручки от реализации этих услуг. В свою очередь, они подразделяются на собственно рыночные услуги и услуги банков.  
+ нерыночные услуги, т. е. услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению. Фактически это услуги, издержки которых целиком или главным образом покрываются за счет государственного бюджета, добровольных взносов или доходов от собственности.

3. Классификация по типу лиц,  которым оказываются услуги:  
+ услуги, предоставляемые населению, т. е. частным лицам.  
+ услуги, предоставляемые юридическим лицам (например, международные перевозки, лизинг, инжиниринг, консалтинг, страхование, маркетинговые и торгово-посреднические услуги и т. д.).

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной  классификации, принятой ООН, относились к «не торгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин “торгуемые услуги”, которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых осуществляются подвиды:  
+ транспорт (грузовой, пассажирский);  
+ поездки (деловые, личные);  
+ связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);  
+ строительство;  
+ страхование (рисков, личное);  
+ финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);  
+ компьютерные и информационные услуги;  
+ роялти и другие лицензионные платежи;  
+ другие бизнес-услуги ( посредничество, лизинг, правовые, рекламные);  
+ лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);  
+ правительственные услуги.

Услуги представляют собой  специфический товар, роль которого в экономике стран не однозначна. Большие сложности имеются при  учете различных видов услуг. К тому же в отличие от товара с вещественным содержанием, их нельзя накапливать по мере необходимости.

 

2. Особенности рынка услуг.

Критерием и признаком  структуризации рынков может выступать  представленный на рынке товар, объект купли-продажи. При этом каждый отдельный  рынок может совмещать в себе различные виды рынков. Так, рынок  потребительских товаров и услуг  включает: рынок продовольственных  товаров, рынок непродовольственных  товаров и рынок услуг. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка  товаров, но и рынка разнообразных  услуг. При этом рынок услуг рассматривается  как сфера обмена услугами, которые  являются результатом труда предприятий  непроизводственной сферы. Рынок услуг  в различных отраслях данной сферы  развит неодинаково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь  всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные  организации и учреждения.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и  является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих  законов рыночной .Вместе с тем он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных процессов. Она связана как с динамичным характером спроса на услуг, подверженного значительному влиянию временного фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг. Любой спрос изменчив, однако спрос на услуги характеризуется крупными, сложными и быстрыми колебаниями. Спрос на все услуги носит сезонный характер. Спрос на все виды развлечений повышается ближе к концу недели, а спрос на услуги травмпунктов и скорой помощи достигает апогея в субботу ночью.

2. Территориальная сегментация.  Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территорий, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.

3. Локальный характер.  Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную сферу, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

4. Высокую скорость оборота капитала.  Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

5. Специфику организации производства услуг.  Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

6. Высокую степень дифференциации услуг.  Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Данное свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.

7. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.  Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.

8. Специфика процесса оказания услуги.  Личный контакт потребителя и производителя. Раз производство и потребление происходят одновременно, хранить услуги невозможно. Если у банковского служащего, способного обслужить 20 клиентов в час, не будет ни одного посетителя в период с 10 до 11 часов, он не сможет обслужить 40 человек в период с 11 до 12. "Производственная мощность" услуги есть нечто непостоянное, летучее, поскольку если услуга не работает, она потеряна.

9. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги.  Трудно определить качество без четкой спецификации товара или услуги. Присущая услугам высокая степень неосязаемости делает четкую спецификацию практически невозможной. Более того, восприятие одной и той же услуги поставщиком и покупателем может существенно отличаться. Поскольку покупатель является частью процесса, традиционные методы контроля качества неприменимы. Невозможно гарантировать качество услуги до ее предоставления.

Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих  услуг. Как правило, страны, предоставляющие  портовые услуги, специализируются и  на судоремонте; США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах-экспортерах нефти  преобладает фрахт с обслуживанием  нефтеперевозок.

 

 

 


Информация о работе Структура и особенности рынка услуг