Структура парламентов: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России – Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; сравнение положений действующей Конституции и развивающего ее законодательства по рассматриваемому вопросу с ранее действовавшими актами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА……………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ………………………………………………………………………………6
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ…………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации. Реферат по Политологии.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО  ВСГУТУ)

Кафедра Философия

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Политологии

                 на тему: Структура парламентов: общее и особенное 

 

 

                

 

 

 

 

  Выполнил: ст. Семенова  В.В                 

    гр.Д 574-4

          

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2014 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………….....2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА……………………………………………………………………4

ГЛАВА   2.   ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ………………………………………………………………………………6

ГЛАВА    3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ…………………………………………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция играет огромную роль  в жизни каждого  государства, что определяется ее особым местом в правовой системе страны, она  обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства  и личности. Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относится к России. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и закрепила отказ от принципов социалистического строя. Она установила новый характер политической власти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется весьма важным.

 Предметом рассмотрения  настоящей курсовой работы является сущность и основные черты  парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Целями курсовой работы явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента  в России – Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;  определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; сравнение положений действующей Конституции и развивающего ее законодательства по рассматриваемому вопросу с ранее действовавшими актами.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов  обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере  верхней палаты говорить приходится с натяжкой.*Члены  Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не  избираются населением именно в качестве  членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа  субъекта РФ, либо в качестве главы администрации  (Президента,губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Фдереации они становятся по должности.

В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган  реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом  принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы  и федеральные законы по вопросам своей компетенции.*

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание  вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать  в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку  Президентом РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА   2.   ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Часть 2 ст.95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации.

В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г. В частности, предлагалось формировать Совет Федерации следующим образом: органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ. Президент РФ наложил вето на закон, предусматривающий такой порядок формирования Совета Федерации, указывая, что он противоречит букве и духу Конституции РФ. В самом деле, при указанном порядке формирования Совета Федерации его члены представляли бы не законодательный и представительный органы государственной власти субъекта РФ, а избирателей, население соответствующего субъекта. Хотя описанный порядок формирования Совета Федерации в большей степени соответствовал бы представительному характеру Федерального Собрания, закрепленному в ст.94 Конституции, и представлениям о демократическом способе формирования палат российского парламента, все же нельзя не признать, что Конституция предусматривает совсем иной способ формирования Совета Федерации, а именно - включение в состав данной палаты представителей органов государственной власти, а не населения.

В связи с этим предлагался и другой способ формирования Совета Федерации: назначение соответствующими органами государственной власти своих представителей в качестве членов Совета Федерации. Однако наиболее приемлемым для всех оказался третий способ - замещение постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности. Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Данный способ формирования указанной палаты российского парламента и был закреплен в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившем в силу в декабре 1995 г. В январе 1996 г. произошло переформирование Совета Федерации, и на смену членам палаты первого созыва, избранным в 1993 г. пришли по должности главы органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. В дальнейшем созывов Совета Федерации не будет. Его состав будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и смены (если таковая произойдет в результате таких выборов) глав органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (или переизбрания представителей двухпалатных парламентов соответствующих субъектов РФ).

Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны. В этих условиях роль и ответственность аппарата Совета Федерации по обеспечению эффективности работы этой палаты и качества подготавливаемых проектов решений возрастают по сравнению с периодом, когда хотя бы часть депутатов Совета Федерации работала на постоянной основе.

Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.*

В отношении Государственной Думы, напротив, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек.

Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов (выборы депутатов Государственной Думы в 1993 г. регулировались указами Президента РФ). Важнейшие среди них: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (вступил в силу в декабре 1994 г.), Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в июне 1995 г.), Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вторго созыва» (вступил в силу в августе 1995 г.). Следует отметить также, что в 1995 г. в Уголовный кодекс России и Кодекс об административных нарушениях были внесены изменения и дополнения, предусматривающие уголовную и административную ответственность за нарушение избирательного законодательства.           

 В соответствии с  Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания»,   225 депутатов избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным  округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в  субъектах РФ, число избирателей  в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила  обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей  на одномандатный избираетльный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей  в РФ  на 225 одномандатных избирательных округов.           

225 депутатов Государственной Думы  избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданых  в федеральные списки кандидатов  в депутаты , выдвинутые избирательнымы объединениями, избирательными блоками.* Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано  не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.           

 Смысл выдвижения федерального  списка кандидатов состоит в  том, чтобы предоставить избирателям  возможность  проголосовать за данное избирательное объединение, за его программу, проведение котороой в жизнь должны будут обеспечивать все кандидаты, включенные в список.           

 Такая избирательная система  называется смешаной, так как  она соединяет два принципа  избрания депутатов:  Во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся  по одномандатным избирательным округам, во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные  списки кандидатов.           

Информация о работе Структура парламентов: общее и особенное