Становление политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Вложенные файлы: 1 файл

Zachet.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Унитарное государство представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единое гражданство.Все государственные органы составляют единую систему и действуют на основе единых правовых норм

Различают :

  1. Центрированные государства ( представляется достаточно широкая самостоятельность местным  органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией и ориентированы на решение центра)
  2. Децентрализованные (крупные регионы пользуются широкой автономией, но из-за ограничений в области налогообложения, находятся в сильной зависимости от центра)

Федерация представляет собой устойчивый союз государств( территорий) самостоятельных в рамках распределенной между ними и центром компетенции. Имеют собственные законодательные , исполнительные, и судебные органы и конституцию( устав).

Обычно наличествует 2ух палатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей регионов.

Конфедерация  союз самостоятельных суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза лишь определенный вопрос. Как правило это вопросы в области обороны, внешний политики, транспорта, связи, денежной системы. она непрочна и либо переходит в федерацию либо распадается.

 

22. Политическая партия: происхождение, понятие, структура, функции

 

Политическая партия как институт  в своем развитии по М. Веберу прошла 3 основных этапа становления

  1. партия как аристокритические группировки –кружки
  2. партии как политически клубы
  3. современные массовые партии

Выделяют следующие  институтообразующие признаки партии:

  1. носитель определенной идеологии и мировосприятия
  2. это организация ( достаточно длительное объединение людей, на самых раных уровнях политики от местного. до международного)
  3. цель партии - завоевание и осуществление власти
  4. это обеспечение народной поддержки от голосования до активного членства

 

Структура партии:

Лидер – партийная  бюрократия-«мозговой штаб»-партийные  активисты-рядовые члены-электорат( те, кто голосует)

Функции политических партий:

  1. Агрегирование интересов –согласование и обобщение интересов и потребностей различных групп и индивидов
  2. артикуляция интересов – представительство интересов т.е. оформление интересов программы, требования, доведение их до властных структур)
  3. политическая коммуникация – обеспечение взаимосвязи власти и общества
  4. Политическая социализация – культивирование ценностей и стереотипов поведения и передача опыта и культуры последующим поколениям
  5. Властная – выработка политического курса и контроль за органами власти
  6. Политическое рекрутирование - отбор лучших кандидатов на руководящие должности

 

23. Типология  политических партий. Партийные системы (лекция).

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий

По идейному основанию деятельности

  • Доктринальные (защита своей идеологии);
  • прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий);
  • харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера)

По отношению к правящему режиму

  • Правящие;
  • Оппозиционные

 

Различиям в структуре партий и организаций их внутренней жизни

  • Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью, организуются сверху, активируют свою деятельность только во время выборов);
  • массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру, хорошо организованные и дисциплинированные, идеологическое единство членов)

 

Партийные системы –  совокупность политических партий и взаимосвязей между ними, отражающие их отношения между собой, а так же с государством, иными политическими институтами. В каждой стране партийная система является результатом действия множества факторов: законодательство страны ( избирательный режим), культурно- религиозная среда, история страны и её традиции, экономическая и социальная структура и т.д

По числу партий , входящих с систему выделяют: однопартийные(неконкурентные), многопартийные ( конкурентные) – с  одной доминантной партией, двухпартийные, система 2,5 партий, мультипартийные.

 

24. Тоталитарный  политический режим.

 

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Теория тоталитаризма  складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного  политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

 

25. Авторитарный  политический режим.

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие)  или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или  потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.

4. Монополизация власти  и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей.

5. Отказ от тотального  контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопастности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

 

26. Демократия  как политический режим.

В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?


 «Демократия» переводится  с древнегреческого как «народовластие». Демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

Демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

 

Учитывая взаимосвязь нормативных  и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа.

2. Периодическая выборность  основных органов государства.  Демократией может считаться  лишь то государство, в котором  лица, осуществляющие верховную  власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

3. Равенство прав граждан  на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав.

4. Принятие решений  по большинству и подчинение  меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать  и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их.

 

Народ, будучи сложной общностью  людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

Информация о работе Становление политической науки