Становление политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Вложенные файлы: 1 файл

Zachet.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

 

Сам термин «государство» обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Понятие и теории происхождения государства. Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхождения. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию — государство.

В средние века большое  распространение получила теория божественного происхождения государства, творцы которой рассматривали государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном.      

 Собственную трактовку происхождения государства дала договорная теория, находившаяся в оппозиции к «божественному праву королей» и основывавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета( люди могут аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям).

Свою лепту в обоснование источников возникновения государства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми. Таким образом, на протяжении тысячелетий формировалась не только установка на отрицательное отношение к государству как социальному злу, но и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его. В противоположность такой трактовке в XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее силовое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. По их мнению, государство, проявляя в своей деятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся таким образом благо нуждающимся в защите людям

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной  власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая  границы государства. Законы и  полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е.  верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения.  Диапазон государственного принуждения  простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения.  Налоги необходимы для содержания  многочисленных служащих и для  материального обеспечения государственной  политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства  в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство  общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

 

Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.

В политической науке  существуют различные классификации функций государства. С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:

1. Политическая функция  обеспечивает должные условия  деятельности политических и  иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция  регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция  осуществляет государственные программы  по созданию условий для нормальной  жизни людей: жилищных, экологических,  продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

4. Культурно-воспитательная  функция государства имеет целью  воспитание общества в духе  гуманных ценностей, формирования  менталитета граждан, поддержки  и развития культуры.

5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение  прав и свобод человека.

Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

Указанные функции постоянно  усложняются, становятся более многообразными. В последние годы проявляются  миротворческие, функции, оказание гуманитарной помощи.

 

19. Правовое  и социальное государство.

 

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.


Обобщая опыт возникновения  и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

 


Социальное государство  — это государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

 

20. Государственные  формы правления. Форма правления РФ по Конституции 1993 г.

Российская  Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 

Формы правления это совокупность существенных способов организации , устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Это способы формирования и структуры высших органов власти.

 

монархия

Республика

Что узаконивает власть

Божественная воля

Воля народа

Взаимоотношения власти с народом

Власть доминирует над  обществом

Народ доминирует над  властью


Абсолютная  монархия – власть юридически и фактически концентрируется в фигуре монарха.Нет реальных ограничений.

Конституционная монархия – появляется конституция(ограничивает власть) появляется разделение властей.

Дуалистическая  монархия – законодательство принадлежит избираемому населением парламенту. Появляется независимый от монарха суд. Монарх контролирует исполнительную власть, он формирует и смещает.

Парламентская монархия – существует конституция, четкое разделение властей, парламент напрямую избирается населением, исполнительная власть принадлежит правительству. Во главе правительства - премьер-министр. Формируется парламентом. Премьер-министр – лидер победившей партии.

Республика – разделение властей. Принцип сформирован в 18в. Идея соблюдения прав человека и его свободы.

Президентская республика – строгое разделение исполнительной и законодательной власти. президент и парламент избираются отдельно. Президент и глава правительства и глава государства. Суд независим. ( несменяемость судей до определенного возраста)

Парламентская республика – формально законодательная и исполнительная власть разделены. Глава государства -избираемый парламентом на определенный срок президент. Население избирает парламент. Сотрудничество и взаимовлияние законодательной и исполнительной власти.

Смешанная республика – резкое усиление главы государства. Президент – координатор всех ветвей власти. выбирают и президента и парламент. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

 

21. Формы государственного устройства

Классическая теория права различает три формы  государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство.

Информация о работе Становление политической науки