Становление политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Вложенные файлы: 1 файл

Zachet.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

4. Рекрутирование элиты осуществляется  преимущественно из своей собственной  среды на основе принятия ее  социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

5. Первейшая функция властвующей  элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач.

Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями, действия которых, как считает, например, Ральф Милибанд, не определяются крупными собственниками. Однако политические руководители стран развитого капитализма согласны с основными принципами рыночной системы и видят в ней оптимальную для современного общества форму социальной организации.

 

15. Современная политическая  элита: понятие, функции, системы рекрутирования, типология.

 

Политическая элита — это  составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Основные функции политической элиты. В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций.

Прежде всего к ее социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие ее центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление (презентация) групповых интересов различных слоев населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.

Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Накопленный обществом  опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорганизации общественной жизни.

 

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию.

В зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты — высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической — высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной — низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной — низкие оба показателя.

 

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы  ее рекрутирования (отбора).

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов  на более высокие посты главным  образом из нижестоящих слоев  самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.

2) высокая степень  институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей.

3) небольшой, относительно  закрытый круг селектората. 

4) подбор и назначение  кадров узким кругом руководителей,  отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству  существующего типа элиты. 

 

Антрепренерская система  рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий.

 Ее отличают:

1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

3) широкий круг селектората,  который может включать всех  избирателей страны;

4) высокая конкурентность  отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава  элиты, первостепенная значимость  для этого личностных качеств,  индивидуальной активности, умения  найти поддержку широкой аудитории,  увлечь ее привлекательными идеями  и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также  имеет свои плюсы и минусы. К  числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

 

16. Модели политической  системы Истона и Алмонда

Д. Истон и Г. Алмонд заложили основы различных вариантов концепции политической системы и дали толчок к развитию теории политической системы общества в целом. Каждый из вариантов исследует разные стороны политической системы общества, использует особый подход к системного анализа.

Суть первого  подхода (Д. Истон), который часто называют микроскопическим, заключается в рассмотрении политической системы под углом зрения составляющих ее подсистем, изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри ее.

Суть второго подхода (Г. Алмонд), который нередко называют макроскопичним, заключается в том, что он в противовес первом концентрируется на рассмотрении более общих характеристик, а именно на изучении входов и выходов, а также обратных связей, которые устанавливаются между политической системой и окружающей средой.

В зависимости от подхода  политическая система общества в  соответствии трактуется в первом варианте как система взаимодействий структурных  элементов, с помощью которых  в обществе авторитарное распределяются ценности» (Д. Истон), во втором - как система ролей или взаимодействий структурных элементов, которые возникают на входе и выходе политической системы и ассоциируются «с применением или угрозой применения физического принуждения» (Г. Алмонд).

Таким образом, значение системного подхода к анализу политики заключается в том, что он дает возможность рассматривать политическую жизнь общества, политические явления и процессы не как разрозненные проявления общественной жизни, а как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, которая, взаимодействуя с окружающей средой, функционирует по собственным закономерностям и выполняет определенные функции в обществе. Зная закономерности функционирования системных образований, можно прогнозировать развитие политических процессов.

 

17. Политическая  система: понятие, структура, функции,  типология

Политическая  система общества — это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных  компонентов, которые называют подсистемами.  
Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества:  
1) Институциональная - включает: — государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы; — политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении); — общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; — иные политические институты.  
2) Нормативная – включает: политические принципы; политические традиции; нормы моралиу воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.

3) Функциональная - охватывает  формы и направления политической  деятельности, методы осуществления  власти.  
4) Коммуникативная - совокупность связей и взаимодействий: — между подсистемами политической системы; — между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; — между политическими системами различных стран.  
5) Культурно-идеологическая - охватывает: — политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; — политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; —политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений.

Функции политической системы  
— Определение целей, задач, путей развития общества.  
— Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.  
— Распределение материальных и духовных ценностей.  
— Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.  
— Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.  
— Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.  
— Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.  
— Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.   

Типология 

На основе характера  политического режима выделяют политические системы:

  • демократические;
  • либеральные;
  • тоталитарные;
  • авторитарные.

По характеру взаимоотношений  со средой

  • открытые
  • закрытые

По отношению к действительности

  • консервативные – сохранение и поддержка традиционных структур
  • реформаторские – общественные преобразования

 

18. Происхождение,  сущность и функции государства.

Информация о работе Становление политической науки