Стадии избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:57, творческая работа

Краткое описание

1) назначение выборов
2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация
4) предвыборная агитация
5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное Право.ppt

— 1.78 Мб (Скачать файл)

Стадии избирательного  процесса

 

  • 1) назначение выборов
  • 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
  • 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация
  • 4) предвыборная агитация
  • 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Выборы органов или  выборных лиц являются обязательными  и проводятся в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской  Федерации, уставами муниципальных  образований.

Выборы назначает уполномоченный  на то орган или должностное  лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными  правовыми актами.

В целом в федеральном  и региональном избирательном  законодательстве закреплено несколько  основных моделей регулирования  порядка назначения выборов соответствующего  уровня и видов. Так, в рамках  одной из них выборы соответствующего  уровня (или уровней) назначаются  законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным  органом государственной власти, представительным органом местного  самоуправления либо выборным  должностным лицом муниципального  образования. В рамках других  моделей выборы в случаях, предусмотренных  законами, проводятся Центральной  избирательной комиссией Российской  Федерации, избирательной комиссией  субъекта Российской Федерации  либо дата проведения региональных  и муниципальных выборов назначается  в судебном порядке и выборы  проводит временная избирательная  комиссия (соответственно уровню  выборов).

 

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная

Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и после-дующих выборов.

 

  • Стадия составления списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
  • Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
  • В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.
  • Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

Военнослужащие, проходящие  военную службу по призыву  в воинских частях, военных организациях  и учреждениях, которые расположены  на территории соответствующего  муниципального образования, если  эти военнослужащие до призыва  на военную службу постоянно  или преимущественно не проживали  на территории данного муниципального  образования, при проведении выборов  в органы местного самоуправления  не включаются в списки избирателей  и не учитываются при определении  числа избирателей на указанных  выборах.

Список избирателей составляется  соответствующей избирательной  комиссией, в том числе с использованием  государственной автоматизированной  информационной системы, отдельно  по каждому избирательному участку  на основании сведений, представляемых  по установленной форме уполномоченными  на то органами или должностным  лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Гражданин Российской  Федерации, обладающий активным  избирательным правом, находящийся  в день голосования на выборах  в федеральные органы государственной  власти за пределами территории  Российской Федерации и не  имевший возможности получить  открепительное удостоверение или  проголосовать досрочно, включается  соответствующей участковой избирательной  комиссией в список избирателей  при его явке в день голосования  в помещение участковой избирательной  комиссии для голосования.

Гражданин Российской  Федерации включается в список  избирателей только на одном  избирательном участке, участке  референдума.

Список избирателей составляется  в двух экземплярах. Сведения  об избирателях, включаемые в  список избирателей, располагаются  в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке  указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет  — дополнительно день и месяц  рождения), адрес места постоянного  или преимущественного проживания  избирателя. Список избирателей  подписывается председателем и  секретарем территориальной избирательной  комиссии, в случае отсутствия  территориальной избирательной  комиссии — окружной избирательной  комиссии, а после передачи указанного  списка в участковую избирательную  комиссию— также председателем  и секретарем участковой избирательной  комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской  части, список избирателей подписывается  председателем и секретарем участковой  избирательной комиссии. Список  избирателей заверяется печатями  соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия  передает по акту участковым  избирательным комиссиям, комиссиям  референдума списки избирателей  конкретного избирательного участка  не позднее чем за 25 дней до  дня голосования.

Участковая избирательная  комиссия уточняет список избирателей  и представляет его для всеобщего  ознакомления и дополнительного  уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить  какие-либо изменения в списки  избирателей после окончания  голосования и начала подсчета  голосов избирателей запрещается.

Стадия образования избирательных  округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Образование избирательных  участков. Для проведения голосования  и подсчета голосов избирателей  образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются  главой муниципального образования  по согласованию с избирательными  комиссиями на основании данных  о численности избирателей, зарегистрированных  на территории избирательного  участка, из расчета не более  чем 3 тысячи избирателей на каждом  участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на  выборах.

 

Избирательные участки  для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных  государств, образуют руководители  дипломатических представительств  или консульских учреждений Российской  Федерации на территории страны  их пребывания. Требование о числе  избирателей на каждом избирательном  участке может не применяться  при образовании избирательных  участков за пределами территории  Российской Федерации.

 

Границы избирательных  участков не должны пересекать  границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных  участков, образованных за пределами  территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным  для проведения выборов в федеральные  органы государственной власти, определяется федеральными конституционными  законами и федеральными законами.

 

В местах временного  пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других  местах временного пребывания), в  труднодоступных и отдаленных  местностях, на судах, находящихся  в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут  образовываться избирательные участки; такие избирательные участки  входят в избирательные округа  по месту их расположения или  по месту приписки судна.

 

Военнослужащие голосуют  на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные  участки могут образовываться  в случаях, а также в порядке  и сроки, которые установлены  федеральными конституционными  законами, федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации.

 

Списки избирательных  участков с указанием их границ  и номеров, мест нахождения участковых  избирательных комиссий и помещений  для голосования должны быть  опубликованы главой муниципального  образования не позднее чем  за 40 дней до дня выборов.

 

Стадия формирования избирательных  комиссий. Ряд авторов процесс формирования избирательных комиссий выносит  за рамки избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с этим в какой то мере можно согласиться т.к. названные комиссии являются постоянно действующими государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, а также юридическими лицами, сроки формирования которых не привязаны к срокам проведения каких бы то ни было избирательных кампаний, то в отношении порядка формирования территориальных, окружных и участковых комиссий с этим согласиться нельзя, поскольку действующим законодательством о выборах четко определено, что территориальные окружные и участковые избирательные комиссии образуются не позднее определенного срока до дня выборов.

Информация о работе Стадии избирательного процесса