Сравнительный анализ президентского и парламентского правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………….
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ…………………………………..
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОРМ ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

политология 2.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


ВЛАДИМИРСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Политология

Контрольная работа на тему

Сравнительный анализ президентского и парламентского правления

 

 

 

Выполнил:

Ф. И. О.

Никифорова Т.М.

Форма обучения

Дистанционная

Направление

Экономика

Профиль

Бухучет

Группа

ЗБВи -12

Номер зачетной книжки

ЗЭ-103/12

Вариант

14

   
 

Проверил:

Ф. И. О.

к.и.н., профессор АНО ВПО ВИБ 

Королькова Вера Николаевна

Результат проверки

 

Дата проверки

 

 

 

ВЛАДИМИР 2013

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ………………………………….

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ…………………………………..

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ  И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОРМ ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства  как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом  замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем  выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.

 

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Форма правления –  внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

Под формой правления  понимается организация власти характеризуемая  ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

 

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

• как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

• как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными органами;

• как строятся взаимоотношения  между верховной государственной властью и населением страны;

• в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

 

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на:

• монархические (абсолютные, конституционные)

• республиканские (президентские, парламентские)

 

В переводе с греческого (monarchнa) означает единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как  неограниченная деспотия, иногда как  теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”, но юридически монарх считается носителем исполнительной власти.

 

В современном понимании  монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает “верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности  за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”

Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

 

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

• существование единоличного главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

• наследственный порядок  преемственности верховной власти;

• представительство  государства монарха по своему усмотрению;

• юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную

- ограниченную (парламентарную, конституционную)

- дуалистическую

- теократическую

 

Республика – форма  правления, в соответствии с которой  высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной  власти;

• осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа;

• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• обязательность решений  верховной государственной власти.

Республиканская форма  правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая  главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они  делятся по форме государственного устройства на:

• парламентарные;

• президентские;

• смешанные (полупрезидентские).

 

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ

 

Из сказанного выше, ясно, что одной из разновидностей монархии является парламентская.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными  признаками:

 

• правительство формируется  из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

• лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

• в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является символической;

• законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

• правительство согласно конституции  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

 

При парламентской монархии верховенство парламента выражается в  том, что правительство, которое  обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или  его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный признак  парламентарной монархии - политическая ответственность правительства  перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений  между монархом, парламентом и  правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той  же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к  числу парламентарных монархий можно  отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие  элементов дуалистического государственного режима.

 

Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой  верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Информация о работе Сравнительный анализ президентского и парламентского правления