Сравнительный анализ президентского и парламентского правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ………………………………….
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ…………………………………..
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОРМ ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

политология 2.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер).

Глава государства в подобных республиках  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Германии глава государства избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта  чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.

В тех странах, где  многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

Чисто парламентарных республик  в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ

 

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

 

Наиболее характерные  черты президентской республики :

 

• внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

• ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

• более широкие, чем  в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность  установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в  отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы  проявляются, в частности, в отлагательном  вето, налагаемым президентом на законы, принятые парламентом, тем самым “тормозя” законодательную деятельность парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента. Т.е. депутаты могут объявить импичмент (англ. impeachment- досрочное отрешение от должности) президента, судебный контроль над его деятельностью и др.

Верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может  отказать в этом) заключенные президентом  международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки (несмотря на сдержки и противовесы), и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентскими. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ  И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

Таким образом, на основе рассмотренного материала, можно выделить следующие отличительные особенности данных форм правления.

Парламентарная форма  государственного устройства существует в двух вариантах – парламентская  монархия и парламентская республика.

При парламентской монархии:

- правительство формируется  из представителей определенной  партии (или партий) получивших большинство  голосов на выборах в парламент;- лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  лавой государства;- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;- законодательные акты принимаются парламентом и формально одписываются монархом;- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.При парламентской республике:

- глава государства  избирается парламентом либо  специально образуемой парламентской  коллегией;

- глава государства  в парламентарной республике  обладает полномочиями: обнародует  законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

- глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  министров, канцлер) назначается  президентом; - главной функцией  парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Президентская форма  государственного устройства имеет  только одну разновидность – президентская  республика.

При президентской республике:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования равительства;

- ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

- более широкие, чем  в парламентарной республике, полномочия  главы государства.

РАЗДЕЛЕНИЕ  ВЛАСТЕЙ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Конституционные нормы, определяющие  механизм  государственной  власти  закреплены  в  главах   «Президент   Российской   Федерации»,   «Федеральное  собрание», «Правительство Российской  Федерации», «Судебная власть». Все   эти высшие  государственные  органы  в   равной   степени   выражают   целостную концепцию,  народного суверенитета.  Разделение  властей есть   разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного  принципа единства государственной власти.       Поэтому представляется   целесообразным   остановиться   на   анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше  уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

  1. Президент

 

      «Президент Российской Федерации –  является  верховным  представителем государства,  на  которого   возложены   задачи,   связанные   с   гарантией осуществления   Конституции,   прав   и   свобод,   охраной    суверенитета, независимости и целостности государства, главой которого он  является,  за, надежность   и   устойчивость   государственной   системы,    за    разумное сотрудничество государственных органов, он отвечает и за то,  чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга.[7]

      Президент должен управлять  самой  властью,  заставлять  ее  совокупно

использовать  самую широкую палитру средств  на  основе  строгого  разделения функции. Он организатор работы власти, должен влиять на  органы  власти,  но не командовать ими.       Сильный  Президент  не  должен  быть  лишь   «представителем   нации», «олицетворением  единства  государства»  -   т.е.   символической   фигурой, подписывающей  не  им  разработанные  решения.   Ему   должны   принадлежать кадровая, законодательная инициатива.  Слабая  власть  – причина серьёзных

потрясений  и негативных  последствий  для  всего  государства.  В  условиях,

когда анархия, остается в России постоянной угрозой. Фигура  сильного  главы государства  на фоне возможных слабых коалиций  и  неустойчивых  правительств может явиться гарантом  государственной стабильности,  но  при необходимых сдержках и противовесах.

Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он  не  только

выводится за рамки  трех властей,  но  и  ставится  под  ними,  что  присуще,

главным образом, для весьма далеких от  демократии  форм  правления.  Он  не назван   главной   исполнительной   власти,   но   объем   его    полномочий

свидетельствует, о его фактическом верховенстве в этой сфере. В его  статусе

закреплены  чрезвычайные единоличные  полномочия:  как решения об  отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной  доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших,  которые  назначаются Советом Федерации, по  представлению  Президента),  назначение  референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но  и  председателей Центрального Банка РФ, Генерального прокурора и других.

 

                           2. Федеральное собрание

 

      Высшим представительным  и   законодательным  органом  власти  является Федеральное Собрание РФ, состоящие из двух  палат.  Государственной  Думы  и Совета Федерации. К основным положениям Совета Федерации (в сфере  отношений с другими государственными  органами)  относятся;  назначение  на  должность судей конституционного Суда, Верховного Суда и  Высшего  Арбитражного  Суда:

Информация о работе Сравнительный анализ президентского и парламентского правления