Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Проблема происхождения королевской власти и государства вообще рассматривается еще одним исследователем, А.Ю. Серегиной, с особой точки зрения. Она основывается на английской католической мысли на рубеже XVI-XVII и показывает, что католики, оказавшиеся в неполноправном положении на рассматриваемый период, генерируют взгляды, оппозиционные абсолютизму Стюартов. Эти взгляды потом поддерживаются и распространяются и в протестантской конфессиональной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I Королевская власть в представлении Якова I Стюарта. 5
1. Источники происхождения и легитимности власти монарха 6
2. Место монарха в политической системе Англии. Проблема сочетания прав короля и парламента. Понятие о королевской прерогативе. Политика Якова I Стюарта как практическое применение его взглядов. 10
3.Сторонники Якова I Стюарта и его абсолютистских взглядов. Кризис абсолютизма правления Якова I Стюарта. Вынужденные уступки короля как признаки кризиса абсолютизма. 15
Глава 2. Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Вложенные файлы: 1 файл

старый - копия.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

     Со  временем тон высказываний самого Якова  по поводу его собственных прав становится более умеренным. Ближе к концу царствования, в 1621 году Яков Стюарт уже вынужден прислушиваться к заявлениям парламента об исконности и неотъемлемости его прав. Стоит отметить также, что постепенно аргументы короля о божественном происхождении власти уступают место более осторожным утверждениям, которые основываются большей частью на опыте короля в управлении страной. Здесь не идет речь о божественной санкции и невозможности обсуждать решения монарха, а лишь о целесообразности доверить управление одному человеку, который действительно разбирается в этих проблемах.  Вряд ли следует предполагать, что эта уступчивость короля была вызвана лишь его доброй волей. Политическая ситуация, сложившаяся в стране к началу XVII века, давность традиций английского парламента требовали от короля отчетности в его единоличных действиях. Тот факт, что парламент обладал реальной силой по части предоставления денежных выплат королю, в случае, если последний следовал совету парламентариев, он мог рассчитывать на предоставление ему средств.

     Показательна  в смысле смены курса Якова  Стюарта и его вынужденных  уступок речь короля на открытии последнего парламента его царствования, 19 февраля 1623 года: «дайте мне ваши искренние  советы по делу, которое я ставлю перед вами, и о котором вы часто  слышали – о браке моего  сына» (7, стр. 97). Как можно вспомнить, прежде король считал эти вопросы  выходящими за компетенцию парламента и подлежащими единоличному решению  государя. Вместе с тем, Яков заключает  в тайне от парламента договор  с королем Испании, где обязуется  уравнять католиков в правах с  протестантами.

     Таким образом, можно наблюдать, что с  самого начала царствования парламент  стоял в оппозиции абсолютистским притязаниям Якова I Стюарта. Со временем реальные полномочия парламента в области финансов и налоговой политики заставили короля идти на определенные уступки. Якову не удалось привести политическую систему Англии начала XVII века в соответствие с континентальными монархиями периода. Отсутствие поддержки короля парламентом впоследствии сыграло значительную роль в ходе английской революции.

 

Глава 2.  Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев. 

Политическая  доктрина Якова I Стюарта, а также последовавшие за правлением этого монарха кризис абсолютизма и английская революция 1640-1660 годов не могли не оказать влияния на психологию власти современных британцев. Особенностям монархического строя современной Великобритании и посвящена настоящая глава.

В настоящее  время Великобритания является парламентарной монархией, наряду с Бельгией, Голландией, Данией и некоторыми другими странами Европы. При конституционной парламентарной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх не отказывается от подписания принятых парламентом законов. Известно, что монархи в Великобритании не пользовались правом вето с 1710 года и не собираются использовать его в будущем.

Очень часто  задают вопрос: почему до сих пор  некоторые государства сохраняют  монархическую форму правления, если реальная власть монарху не принадлежит? Социологи, которые проводят опросы населения в европейских странах, утверждают, что большинство граждан  видят в монархии символ единства нации, олицетворение политических традиций и гаранта политической стабильности, поскольку власть монарха  не зависит от игры политических сил. Таким образом, легитимность власти у граждан парламентской монархии не подвергается сомнениям. (8)

Легитимность — это одна из фундаментальных характеристик политической власти, свидетельствующая о том, что общество добровольно принимает (или не принимает) существующую политическую власть. В Великобритании легитимность власти принято называть традиционной, так как она основывается на традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение. Власть монарха — пример традиционной легитимности, освященной авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений и религиозно-нравственных норм. Известно, что современная Великобритания не имеет писаной конституции, но королевская власть освящена политической традицией страны. Легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили там в последние годы) в соответствии с данными, полученными в январе 1995г., "36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену... И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии". (9)

По сравнению  с временами Якова I отношения с парламентом также стабилизовались. После восстановления монархии в 1660 
году, роль парламента усилилась событиями 1688-1689 гг., которые 
установили приоритетную власть парламента над королем. 
Государственная политическая система стала парламентской монархией. 
В настоящее время монарх не более чем символ и традиция нации. 
В состав парламента Великобритании входят Палата лордов, Палата 
общин, и королева.

Сегодня Палата общин играет главную роль в законодательстве страны. 
Она состоит из членов парламента, каждый из которых представляет 
определенную область в Англии, 
Шотландии, Уэльсе и Ирландии. Члены 
парламента избираются или на всеобщих выборах или на дополнительных 
выборах после смерти или отставки одного из них.

Парламент избирается на максимальный срок в  пять лет. В любое время 
до конца этого периода могут быть проведены всеобщие выборы для 
формирования новой Палаты общин, точную дату выборов устанавливает 
премьер-министр. Партия, которая выигрывает большинство мест, формирует правительство, а ее лидер, обычно, становится премьер-министром. Премьер-министр выбирает приблизительно 20 членов парламента из своей партии, которые входят в кабинет министров. Каждый министр в правительстве отвечает за определенную сферу. Здесь, как мы видим, правительство формируется за счет выборов, без участия монарха. Парламент и монарх имеют различные роли в правительстве, и они встречаются вместе только в символических случаях, таких как коронация нового монарха или открытие парламента.

Когда законопроект проходит через Палату общин, он отправляется 
Палате лордов для обсуждения, когда лорды соглашаются, этот 
законопроект отправляется королеве, чтобы она его одобрила, когда 
королева принимает законопроект, он становится парламентским актом 
и законом государства.

Таким образом, мы видим, что парламент играет главенствующую роль в управлении страной, в то время  как власть монарха ограничена. Официальное название британской законодательной системы - "Королева в парламенте", так как королева обязана по совету министров одобрять все Билли. Роль королевы в создании нового или изменении старого закона теперь является чистой формальностью, однако за ней остается право высказать свое мнение. Система "Королева в парламенте" наиболее ярко демонстрируется в ежегодной церемонии открытия новой сессии парламента, когда королева лично прибывает в парламент и произносит речь, адресованную обеим палатам. Эта речь, написанная правительством, содержит предложения правительства по работе парламента в наступающей сессии и перечисляет билли, которые желательно рассмотреть и принять. До произнесения речи парламент не может начать свою работу. 

Королева  все еще обладает некоторыми существенными  правами, например, правом назначать  премьер-министра, а также распускать или не распускать парламент. Премьер-министром  обычно назначается лидер партии, победившей на выборах, но в исключительных обстоятельствах королева может  назначить премьер-министром кого-нибудь другого. В наши дни, конечно, влияние  королевы на государственные дела в  основном носит неформальный характер. Она имеет право высказать  свое мнение о работе правительства  премьер-министру на еженедельной аудиенции, но все переговоры между королевой и премьер-министром и королевой и правительством держатся в строжайшей тайне. Однако, даже после высказывания своего мнения, королева обязана поступать по совету министров. 

Монарх всегда был обязан следить за исполнением  правосудия и поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и соревнования между местными и  частными судами. До конца XVII века монархи  принимали участие в вынесении  вердиктов и исполнении правосудия, однако, в 1689 году был принят Билль  о правах (The Bill of Rights), по которому монарх более не имел права исполнять  правосудие. В начале XVIII века монарх был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и правом королевы осталась лишь возможность  увольнять судей по совету министров, и, таким образом, судебная власть стала  независима от исполнительной и законодательной. 

На территории Шотландии действует своя правовая система, но роль монарха в ней  не слишком отличается от роли на остальной  территории Великобритании. До объединения  с Англией Шотландия имела  свой парламент и свою судебную и  правовую системы. После объединения  в начале XVIII века парламенты двух стран  были объединены, а судебная система  Шотландии осталась нетронутой и, как  и в Англии, указом была сделана  независимой от исполнительной и  законодательной власти. В наши дни  королева по совету премьер-министра назначает  верховных судей в шотландский  суд. Исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не участвует  в судебных процессах, но по традиции все суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому в Великобритании суды - Королевские суды, судьи — судьи Ее Величества, тюрьмы - тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение приговора.

На территории Великобритании официально действуют  две церкви: Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и Шотландская  церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На территориях северной Ирландии и  Уэльса не зарегистрировано государственной религии. В стране действует закон, по которому провозглашается веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к атеистам. Полный титул королевы включает слова Защитница веры (Defender of the Faith). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания, так как он является "высшим правителем" англиканской церкви.  (10)

Таким образом, здесь мы тоже видим эволюцию королевской  прерогативы, так как Яков I поддерживал различные конфессиональные направления в зависимости от обстоятельств. В отличие от Англиканской церкви, королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь, которая является независимой от правительства. 

Итак, мы видим, что по сравнению с правлением Якова I Стюарта изменилась не только психология власти британцев, но и государственный строй Великобритании. Можно заметить, что власть короля стала формальной, в то время как заметно возросло влияние парламента. Отношения с церквью также претерпели изменения: монарх должен быть «высшим правителем» англиканской церкви, что естественно ограничивает монарха в области вероисповедания. Легитимность власти же перестала подвергаться сомнениям, так как теперь ее подтверждают прежде всего традиции страны.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе данной работы удалось выяснить, что взгляды Якова I Стюарта на природу королевской власти и прерогативу короля формировались еще в бытность его королем Шотландии, Яковом VI. Кроме того, на его взгляды оказывал влияние пример некоторых континентальных монархий, где власть короля не была ограничена установлениями закона или представительным органом. Король, по мнению Якова Стюарта, являлся верховным правителем государства, обладавшим абсолютной властью в области управления. И законы, и парламент, по его мнению, получали свою силу лишь по милости короля и с его непосредственной санкции. Став английским монархом, он перенес эти взгляды на английскую почву, которая имела ряд существенных отличий от обстановки в Шотландии. В частности, давние парламентские традиции не позволили королю в полной мере проводить абсолютистскую политику. Несмотря на то, что с первых шагов своего царствования Яков пытался действовать в соответствии со своими взглядами вопреки установлениям парламента, уже тогда в парламенте составилась действенная оппозиция монарху. 

       Парламентарии позволяли себе  обсуждать даже те вопросы,  которые они сами относили  к абсолютной королевской прерогативе,  а именно внешней политике  государства. Попытки Якова проводить  самостоятельную налоговую политику  не нашли поддержки у парламента  и населения. Реальная сила  парламента в финансировании  действий короны заставила первого  Стюарта идти на определенные  уступки.

     Таким образом, в верхах английского общества рассматриваемого периода назревает  кризис власти, выразившийся в недоверии  к королю, контроле над его действиями со стороны парламента, и, конечно, в  отсутствии единства между двумя  властными структурами – королем  и парламентом. Впоследствии кризис власти будет развиваться при  его преемнике – старшем сыне Карл I и станет одной из определяющих причин английской революции середины XVII века.

Информация о работе Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев