Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Проблема происхождения королевской власти и государства вообще рассматривается еще одним исследователем, А.Ю. Серегиной, с особой точки зрения. Она основывается на английской католической мысли на рубеже XVI-XVII и показывает, что католики, оказавшиеся в неполноправном положении на рассматриваемый период, генерируют взгляды, оппозиционные абсолютизму Стюартов. Эти взгляды потом поддерживаются и распространяются и в протестантской конфессиональной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I Королевская власть в представлении Якова I Стюарта. 5
1. Источники происхождения и легитимности власти монарха 6
2. Место монарха в политической системе Англии. Проблема сочетания прав короля и парламента. Понятие о королевской прерогативе. Политика Якова I Стюарта как практическое применение его взглядов. 10
3.Сторонники Якова I Стюарта и его абсолютистских взглядов. Кризис абсолютизма правления Якова I Стюарта. Вынужденные уступки короля как признаки кризиса абсолютизма. 15
Глава 2. Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Вложенные файлы: 1 файл

старый - копия.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

ПЛАН 1

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I  Королевская власть в представлении Якова I Стюарта. 5

1. Источники происхождения и легитимности власти монарха 6

2. Место монарха в политической системе Англии. Проблема сочетания прав короля и парламента. Понятие о королевской прерогативе. Политика Якова I Стюарта как практическое применение его взглядов. 10

3.Сторонники Якова I Стюарта и его абсолютистских взглядов. Кризис абсолютизма правления Якова I Стюарта. Вынужденные уступки короля как признаки кризиса абсолютизма. 15

Глава 2.  Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Первая  английская революция 1640-1660 гг. неизменно  привлекает интерес историков и  играет значительную роль истории Англии. Свержение монархического режима правления  в Англии произошло в эпоху  наибольшего развития европейских  монархий. Однако для того, чтобы  понять, какие причины привели  страну к революции, недостаточно ограничиться означенными временными рамками. Предпосылки  революции появились задолго  до означенного периода. Так, правление  Якова I (с 24 марта 1603 года по 27 марта 1625 года) охватывает 22 года английской истории в чрезвычайно важный для страны период.  Проблемы, ощутимые уже в этот временной промежуток, найдут свое наиболее полное развитие в ходе английской революции середины XVII века. Именно поэтому исследование взглядов английского короля Якова I Стюарта позволяет лучше уяснить предпосылки и глубинные закономерности, приведшие к революционному взрыву в середине XVII века.

     Как отмечают исследователи, Яков I Стюарт был видным литературным выразителем того периода. Так, многие политические идеи того времени были высказаны именно им. Внимание к доктрине Якова I Стюарта вызвано еще тем, что процесс складывания абсолютных монархий в стране, где парламент всегда играл огромную роль в управлении страны полностью противоречил традиционным представлениям о власти короля. Итак, политическая жизнь Англии в начале XVII века была ориентирована на уяснение важнейших вопросов относительно государственного устройства и роли монарха в нем.

     Важно отметить, что при рассмотрении политической доктрины Якова I Стюарта невозможно оставить в стороне его полемику с парламентом и взгляды парламентской оппозиции, которые объясняют определенную эволюцию, которая произошла с его взглядами и политикой. Таким образом, исследование поставленной темы требует анализа проблем взаимоотношения власти короля, парламента и закона в представлениях Якова Стюарта, а также его полемику по этим вопросам с парламентом.

     Решению этих задач будет подчинена структура  настоящего доклада. Во-первых, необходимо уяснить себе источники взглядов Якова I и ту среду, в которой они формировались. Затем стоит обратиться к его взглядам на природу королевской власти и ее основу, что позволит перейти непосредственно к пониманию Яковом королевской прерогативы и ее границ. Далее следует анализ политических решений Якова, которые позволяют проследить применение его доктрины на практике. Затем, нужно остановиться и на вопросе о поддержке короля и его сторонниках, которые также выступали за расширение королевской прерогативы. Также необходимо остановиться на кризисе абсолютизма, в той мере, в которой это можно проследить на эпохе царствования Якова I Стюарта. Здесь мы рассмотрим позицию парламента, которая была оппозиционной взглядам короля, что свидетельствует о высокой политической самостоятельности этого органа. Наконец, необходимо отразить кризис абсолютизма через смягчение взглядов Якова и его уступки парламенту.

     Во  второй главе мы рассмотрим влияние  политической доктрины Якова I Cтюарта,  сравним взгляды Якова I и современных британцев на такие важнейшие аспекты монархии, как легитимность власти, роль монарха в управлении страной и отношения монарха и церкви. 

     Таким образом, анализ обозначенных проблем  позволит сформулировать основные взгляды  Якова I Стюарта на природу и полномочия королевской власти и вписать эти взгляды в контекст исторического развития Англии в начале XVII века, приведшего к свержению монархии и английской революции 1640-1660 гг, а также продемонстрировать в сравнительном анализе эволюцию психологии власти в Британии.

     Существует  немало литературы, посвященной английской революции 1640-1660 года. В ней затрагиваются  также и темы, охватывающие предшествующий ей период как время формирования причин и предпосылок революции. Особенное внимание исследователей привлекает проблема взаимоотношения  верховной власти, представленной королем, и английского парламента.

     Одним из источников, охватывающий анализ поставленной проблемы является работа А.Н. Савина «Лекции  по истории английской революции».  
Савин утверждает, что со временем король стал проявлять больше уважения к парламенту и common law, хотя и оставлял за собой верховенство и над тем и над другим. Вероятнее, однако, что речь тут идет не об уважении, а лишь о вынужденных уступках короля парламенту, демонстрирующих растущее влияние последнего.

     Проблема  происхождения королевской власти и государства вообще рассматривается  еще одним исследователем, А.Ю. Серегиной, с особой точки зрения. Она основывается на английской католической мысли на рубеже XVI-XVII и показывает, что католики, оказавшиеся в неполноправном положении на рассматриваемый период, генерируют взгляды, оппозиционные абсолютизму Стюартов. Эти взгляды потом поддерживаются и распространяются и в протестантской конфессиональной среде.

     Подтверждения взглядов Якова I можно можно почерпнуть из сборника документов В.М. Лавровского по истории английской революции XVII века. Документы этого сборника освещают политическую борьбу в парламентах Якова I, что позволяет охарактеризовать политические воззрения короля, с одной стороны, и парламентской оппозиции абсолютизму – с другой. Возможность сопоставления тех и других на материале источника позволяет более точно определить позицию монарха.  

Глава I  Королевская власть в представлении Якова I Стюарта. 

Исследование  политической доктрины Якова I Стюарта, которая в значительной мере определила лицо английской революции середины XVII века,  было бы неполным, если прежде не  попытаться сформулировать предпосылки формирования его взглядов. Для достижения этой цели следует обратиться к личности человека, его воспитанию, особенностям окружавшей его среды. Только в этом случае можно более полно понять и охарактеризовать присущие ему взгляды. 

1. Источники происхождения и легитимности власти монарха 

     Яков  Френсис Эдвард Стюарт (1566-1625) родился  в шотландской королевской семье. В Шотландии он рос и воспитывался, и именно там следует искать источники  его политических преференций. Яков становится королем уже в 1567 году, но по малолетству до 1578 года от его  имени правит регентский совет. Яков VI (в шотландской традиции) Стюарт  начал управлять единолично уже с 12 марта 1578 года. Впоследствии, став уже королем Англии Яковом I, он  не может удержаться от сравнения его настоящего правления с предыдущим: «В Шотландии…меня слушали не только как короля, но и как советника. Здесь, напротив, с утра до вечера я не встречаю ничего, кроме придирчивости, с тем, чтобы найти недостатки в моих предложениях». (7, стр. 72)

       Нужно учитывать также, что  Яков - первый в истории король, под властью которого объединились  Англия и Шотландия. А.Н. Савин  отмечает, что в связи с этим, «его идеи шире английских: он  стоит на великобританской точке  зрения» (5, стр. 7). Иначе сложно  расценивать его противоречия  с парламентом, который отнюдь  не стремился к унификации  английской и шотландской систем  управления и законодательства.

     С детства в окружении Якова  господствовал конфессиональный плюрализм. Его мать, Мария Стюарт, была последовательницей католического вероисповедания. Однако сам Яков был воспитан в кальвинистской среде. Воспитателем Якова VI Стюарта был монархомах Бьюкенен, принадлежавший к шотландскому варианту кальвинизма. Так, в борьбе с теократическими притязаниями с кальвинистами-пресвитерианами,  шотландский король еще с малых лет мечтает о величии объединителя двух королевств.

     В марте 1603 года состоялась династическая  уния, которая поставила перед  королем также проблемы конституционно-политического  характера, а именно о сущности и  границах королевской прерогативы, о правах парламента и принципах  нового государства. Неудивительно, что, как отмечает М.Ю. Брандт, «для Якова  программа Унии была неотделима от абсолютистской теории «священного  права» королей» (2, стр. 121): неделимость  королевского суверенитета требовала  единства имевшего общего монарха государств.

     Став  королем Англии в 1603 году, Яков оказывается  во главе англиканской епископальной  церкви, и оказывает ей по политическим соображениям поддержку в ее борьбе с английскими пуританами. Однако,  как справедливо подмечает А.Н. Савин, «в век религиозных войн Яков не прочь мечтать и о соединении церквей и не боится переговоров  с Папой» (5, стр. 59). Как будет отражено далее, Яков далек от фанатизма в  религиозных вопросах и в зависимости  от конъюнктуры мог оказывать  поддержку разным конфессиональным направлениям. Таким образом, религия  была в его понимании лишь необходимым  фактором политики, что заставляло английский парламент подозревать  его в немыслимой для того времени  «терпимости» (7, стр. 97).

     Таким образом, еще с детства приученный к полемике с последователями  договорной теории происхождения королевской  власти, первый Стюарт на английском престоле стремится проводить жесткую  абсолютистскую политику. Воспитанный в атмосфере противостояния религий, он поддерживает необходимый ему вариант в зависимости от политической конъюнктуры.

     Обоснование той или иной точки зрения на королевскую  власть лежит, прежде всего, в трактовке  ее истоков и основ ее легитимности. Формулируя прерогативы власти монарха, Яков неизбежно обращается к этим вопросам в своих выступлениях в парламенте.

     Главным и необходимым фактором происхождения  монаршей власти  Яков I Стюарт считает божественную санкцию. В подтверждение тому можно привести его собственные слова: «Монархия есть подобие божественной власти…титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»(7, стр. 65). Об этом же король говорит на страницах своего политического трактата «Истинный закон свободной монархии», который можно назвать программным документом начала царствования.  Можно предположить, что божественное происхождение королевской власти сообщает ей абсолютные прерогативы в области управления. Однако, показательно, что и сторонники божественного происхождения королевской власти, и их оппоненты полагали, что власть английских должна быть ограничена законами страны. Таким образом, признание божественной санкции на установление власти не считается достаточной причиной для абсолютной власти.

     Понимал это, очевидно и сам король, который  не ограничивается ссылкой на божественность происхождения власти монарха. Напротив, он утверждает, что легитимность власти не только основывается на священном писании, но и сложившемся порядке престолонаследия, согласно которому он имеет права на английский престол, а также на «законе природы власти».

Свои притязания на престол он объясняет тем, что он является потомком старшей сестры короля Генриха VIII, а на открытии своего первого парламента в 1604 году, он утверждает, что «Бог, по моему прирожденному праву, в полноте времен предназначил мне это место» (5, стр. 60). Таким образом, здесь Яков I желает подчеркнуть легитимность своей власти.

     В указании на «закон природы» можно найти элементы так называемой «патриархальной теории» происхождения власти, согласно которой власть короля подобна абсолютной власти главы семейства над своими домочадцами и имеет в ней свое основание. Эта теория позволяет Якову отграничиться от тирании, так как отец семейства не может быть тираном, но лишь заботливым и мудрым наставником. 

2. Место монарха в политической системе Англии. Проблема сочетания прав короля и парламента. Понятие о королевской прерогативе. Политика Якова I Стюарта как практическое применение его взглядов. 

     Основываясь на божественной санкции и на «патриархальной» теории происхождения королевской  власти, Яков формулирует свои взгляды  на положение монарха в государстве. Основные взгляды Якова на короля, его прерогативы и его взаимоотношения  с парламентом Англии заявлены им сразу же по вступлении на престол  в 1603 году в декларации, получившей название «Истинный закон свободной монархии». По его собственному определению, парламент - это «главный суд короля и его вассалов» (5, стр. 7). Здесь, речь о парламенте идет не как о представительном органе, связанном с народом Англии, об органе, подчиненном королю, и являющийся одним из инструментов его власти. Яков также подчеркивает, что права и привилегии подданных, в том числе и парламентариев, проистекают из милостивого соизволения государя. Протоколы заседаний парламента не являются источниками права, пока не получат высшей королевской санкции. Палата общин не может являться компетентным судьей по вопросу выбора ее членов, а, следовательно, не обладает свободой выбора. При этом канцлерство, являющееся постоянным органом короля для рассылки приказов по выборам и для получения и хранения отчетов по ним, делает это не для парламента, но обладает действительной юрисдикцией по указанным  вопросам.

Информация о работе Сравнительный анализ политических взглядов Якова I Стюарта и психологии власти современных британцев