Социальные мифы как основа манипулирования. Способы и пределы манипулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. Манипуляции бывают необходимы и полезны. Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено.
В узком понимании политическое манипулирование - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание политического манипулирования выходит далеко за пределы избирательных кампаний).
Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
1.Цели, методы, задачи манипулирования. Социальные мифы….…...4
2. Внеправовое политическое манипулирование……………………...7
3.Нелегитимное политическое манипулирование……………………10
4. Борьба с внеправовыми политическими технологиями……….…..18
Заключение………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

МАНИПУЛИРОВАНИЕ1.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Существует много способов целенаправленного воздействия на рядового обывателя с целью формирования нужного общественного мнения по какому-либо вопросу. Очень важен такой прием, как «подготовка повестки дня», или иначе, распределение приоритетов. В зависимости от того, как СМИ изо дня в день планируют подачу социально-политических новостей, какой акцент делается на той или иной теме, у аудитории формируется определенное представление об относительной важности этой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Борьба с внеправовыми политическими технологиями

Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

Существенными препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации.

Так, например, провал экономической политики правительства можно объяснять по-разному: его некомпетентностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение.

Нелегитимное манипулирование фактически единственным механизмом народного волеизъявления иллюстрирует игнорирование политической элитой потребности гражданина в отправлении юридически закрепленного за ним права власти. Эту нереализованную потребность гражданин, чаще всего негативно, компенсирует в сфере экономического и культурного воспроизводства: в сокрытии налогов, воровстве, коррупции, социальной и служебной агрессии, неподчинении решениям властных органов, внедрении псевдорыночных, незаконных механизмов в управлении имуществом и т.д.

Особое значение, полагает автор данного исследования, в этой связи приобретает вопрос о своевременной переориентации субъектов политической власти с преимущественного использования неэффективных и нелегитимных технологий политики на рыночные, маркетинговые. То есть технологии, предполагающие производство и обмен товаров политического рынка на основе потребностей клиента, что, как иллюстрирует политическая практика, не только более прогрессивно, но и более эффективно для развития ресурса власти.

Свободный рынок - это альтернатива функционировавшему в России политическому рынку в духе советской командной экономики, где «продавец» безнаказанно игнорировал потребности потребителя, не умея и не желая их правильно сформировать.

Нельзя отрицать, утверждает далее автор, что политический рынок в России эволюционирует. Налицо изменение моделей политической рекламы и внедрение технологий «паблик рилейшнз» на всех уровнях власти. Однако не следует приостанавливать поиск более эффективных моделей управленческого воздействия. Маркетизация власти как процесс внедрения маркетинговых технологий и норм цивилизованного рынка в политику неизменно будет связана со снижением уровня социальной фрустрации, повышением эффективности социального управленческого воздействия, значительной экономией ресурсов субъектов политики и повышением качества политического обмена.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, их роль в современном российском обществе стала огромной.

Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства политического манипулирования неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой - это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.).

 

Список используемой литературы

1. Кара-Мурза С. Г. «Манипуляция сознанием» М., 2007 г.

2. Кассирер Э. «Техника современных политических мифов» Вестник МГУ, сер. 7. – 1990 г.

3. Лисовский С., Евстафьев В. «Избирательные технологии: история, теория, практика» М., 2000 г.

4. Попов Э. «Российская политическая элита на рубеже 20-21 вв. Конструирование социального порядка с помощью коммуникативных технологий» Владивосток, 2001 г.

5. Пугачев В. П., Соловьев А. И. «Введение в политологию» Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 1996 г.

6. Рогачев С.В. «Российский электорат: проблемы выбора и участия» М., 2004 г.

7. «Российская историческая политология» / Под ред. С. Кислицына. Р.-на-Д., 1998 г.

8. Фаер С. «Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы» М., 2001г.

9. Цуладзе А. «Политические манипуляции, или покорение толпы» М., 2005 г.

10. Шерковин Ю.А. «Психологические проблемы массовых информационных процессов» М.,1986 г.

 

 

 


Информация о работе Социальные мифы как основа манипулирования. Способы и пределы манипулирования