Социальные мифы как основа манипулирования. Способы и пределы манипулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. Манипуляции бывают необходимы и полезны. Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено.
В узком понимании политическое манипулирование - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание политического манипулирования выходит далеко за пределы избирательных кампаний).
Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
1.Цели, методы, задачи манипулирования. Социальные мифы….…...4
2. Внеправовое политическое манипулирование……………………...7
3.Нелегитимное политическое манипулирование……………………10
4. Борьба с внеправовыми политическими технологиями……….…..18
Заключение………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

МАНИПУЛИРОВАНИЕ1.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Тема: Социальные мифы как основа манипулирования. Способы и пределы манипулирования.

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила:

                                                                    студентка 1 курса

                                                                    экономического   факультета

                                                                    Подоплелова Валентина Николаевна

                                                                    Проверила:

                                                                    Январова Ирина Генадьевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3

1.Цели, методы, задачи манипулирования. Социальные мифы….…...4

2. Внеправовое политическое манипулирование……………………...7

3.Нелегитимное политическое  манипулирование……………………10

4. Борьба с внеправовыми политическими  технологиями……….…..18

Заключение………………………………………………………………20

Список используемой литературы……………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическое манипулирование - понятие, объемлющее все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном - к поддержке одних фигур и неприятию других).

Политологи-макиавеллисты считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.

Политическое манипулирование - это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок.

Манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. Манипуляции бывают необходимы и полезны. Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено.

В узком понимании политическое манипулирование - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание политического манипулирования выходит далеко за пределы избирательных кампаний).

Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

 

 

 

 

1.Цели, методы, задачи манипулирования. Социальные мифы.

Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений.

Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться.

Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов.

Цель политического манипулирования - получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант - убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная).

Политическое манипулирование предполагает следующие операции:

1. внедрение в общественное  сознание под видом объективной  информации желательного для  некоторой группы содержания;

2. воздействие на болевые  точки общественного сознания, возбуждающие  страх, тревогу, ненависть и т. д.;

3. реализация декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Первый пункт относится к задачам, второй - к методам, третий - к целям политического манипулирования.

Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства политического манипулирования, которые называются политическими технологиями (их ядро - избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний).

Средства политического манипулирования можно классифицировать по различным критериям. По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия - на прямые и скрытые, по форме - на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности - на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия - на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям - на печатные, электронные, наружные и т. д.

Все средства политического манипулирования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сомнения, исповедует некий сорт «магии социальной».

Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Политическое манипулирование лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов, у человека возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты - это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру.

Стоит отметить, что политическое манипулирование служит не только для получения общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом. Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого механизма в большинстве стран мира, разночтения в законодательной сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании. Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).

Чёткого понятийного аппарата, ясно разграничивающего близкие понятия агитации, пропаганды и политической рекламы, в России пока не существует.

Общий смысл политической манипуляции - получить поддержку населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внеправовое политическое  манипулирование

Между неправовым (противозаконным) и внеправовым существует принципиальное различие. Неправовое действие вступает в противоречие с действующим законодательством, внеправовое же формально закон не нарушает. Но, если юридически некоторые формы внеправового политического манипулирования и допустимы, то с этической точки зрения назвать их безупречными никак нельзя.

Любой приём манипулирования использует один или несколько из следующих механизмов:

1. конструирует или разрешает  противоречие;

2. маскирует совершаемые  действия - противник, не сопротивляясь, идёт в худшую ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;

3. реализует план, в котором  от конкурента ничего не зависит, - происходит его «выключение» из управления событиями;

4. создаёт ситуацию, при  которой конкурент, выбирающий более предпочтительный путь, попадает в ловушку;

5. позволяет использовать  чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) ресурсы (времени, имиджа, денег, власти, информации);

6. выявляет скрытые, незамеченные  ресурсы или «оживляет» потерянные.

Идеальное решение задачи (т. е. достигающее поставленной цели без потерь, усложнения системы и возникновения новых нежелательных эффектов) во многом зависит от верной разработки приёмов.

Когда избиратели независимы от кандидата, возможен подкуп в различных формах. Избирателям (или отдельным группам их - прежде всего пенсионерам) предлагаются (бесплатно, со скидкой или по льготным ценам) продукты, услуги (врача, юриста, дворников) со стороны предприятия кандидата или его сторонников. Кандидатами проводится организация чаепитий, обедов для пенсионеров, раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов, благотворительные акции для льготников и малоимущих. Широко распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, «горячих» телефонных линий, бюро добрых услуг.

Как правило, все они имеют целью привлечение симпатий пожилых людей - самой активной группы электората. Используется прямой подкуп избирателей (оказание «гуманитарной помощи», «подарки»); голоса скупаются за деньги или продукты (в сельской местности - обычно за водку). Подкуп избирателей может принимать форму найма агитаторов и т. д.

Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт одновременно в двух мирах - мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир информации. Язык, как знали ещё в древности, имеет не только коммуникативное, но и суггестивное (внушающее) значение.

Этим успешно пользуются политические манипуляторы. Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времён только волшебное могущество произнесённого слова.

Мы можем и сами судить об использовании российскими и иностранными политиками особого манипулятивного языка - достаточно вспомнить такие лексические пары, как «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». Каждая из этих пар словосочетаний может в определённом контексте быть синонимической. В результате человек судит не о событиях, а об их названиях; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

Элемент языковой манипуляции - «наклеивание ярлыков». Существует множество слов-«ярлыков», которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «фашистом» и т. п. «Наклеивание ярлыков» основано на эксплуатации живущих в массовом сознании стереотипов.

Тема манипуляции с помощью языка слишком широка. Спроецировать это высказывание на сегодняшнюю российскую действительность нетрудно - достаточно вспомнить такие выражения, как, например, «борьба с нарушением прав человека» - этим словосочетанием «мировое сообщество» готово оправдать любое кровопролитие.

Неизбежность определённого акцента на факте кажется столь очевидной, что не совсем точно помещать интерпретацию в раздел «Внеправовое политическое манипулирование». И всё же, если подходить не с формально-юридической, а с сущностной точки зрения, то неизбежное искажение фактов в средствах массовой информации - манипулятивная технология, причём не «белая».

Перечисленные формы воздействия на сознание населения (использование языка, обращение к эмоциям, интерпретационный потенциал СМИ) характерны, пожалуй, для всех методов политического манипулирования. Что касается государственного управления выборами и подкупа избирателей, то они относятся к внешне-организационной стороне политического манипулирования.

Информация о работе Социальные мифы как основа манипулирования. Способы и пределы манипулирования