Социально-политическая система США и Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ США.docx

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на целый ряд  трудноразрешимых проблем (бюджетный  дефицит, увеличение государственного долга, снижение стоимости американской валюты), 1983 г; — первый год подъема  — принес Америке необыкновенно  высокие темны экономического роста  — 6,5% годовых, увеличение курса продажи  акций, некоторое снижение безработицы (с 9,7% в 1982 г. до 9,6% в 1983 г.) и падение  инфляции до 3,8%. В 1983 г. в американской экономике было создано 4 млн новых рабочих мест. Вернулось и доверие потребителей, а с ним и объемы розничных продаж.

В 1984 г. рейганистам удалось развить тенденции к дальнейшему экономическому росту и добиться заметного снижения безработицы — до 7,5%. Рост цен при этом составил 4,3%. Реальные доходы американцев выросли на 5,3%. Очевидные успехи в восстановлении экономики, достигнутые администрацией в 1983-1984 гг., явились главным фактором, обусловившим победу Р. Рейгана на президентских выборах 1984 г.

Завершающий год первого  президентства Р. Рейгана стал своеобразной гранью, за которой, при сохранении общей стратеги и «нового начала», последовало постепенное снижение «консервативного активизма» рейганистов. Период второго президентства Р. Рейгана уже не был окрашен столь жестким консерватизмом, как прежде. Это было связано с самой логикой рейгановского реформизма, а также с изменением расстановки политических сил в стране и в конгрессе и установлением (в результате выборов 1986 г.) системы разделенного правления. Перемены, происшедшие в динамике «рейгановской революции», сопровождались неизбежным поиском согласия со стороны обеих партий США и сближением их позиций по целому ряду вопросов экономической политики государства.

Проблемы растущего бюджетного дефицита, государственного долга и  готовившейся в недрах Министерства финансов налоговой реформы оставались основными и в период второго  президентства Р. Рейгана. Администрация  продолжала отстаивать позиции, которые  уже были ею определены ранее, а именно: сокращение расходов на внутренние программы, поддержание на высоком уровне оборонных  расходов и удержание на низком уровне налоговых ставок. Конгресс же отстаивал  ту линию, которая была им выработана в первое президентство Рейгана: законодатели, стремившиеся поднять  доходы без потерь, были настроены  против значительного сокращения внутренних расходов и выступали за приостановление  роста оборонных.

Однако центральной проблемой, волновавшей обе ветви власти, оставалась все же проблема дефицита федерального бюджета. Именно от ее решения  во многом зависела судьба всех остальных  аспектов финансовой политики правительства. Осенью 1985 г. конгресс, исчерпав все  средства достижения поставленной цели, предпринял ряд решительных действий в этом направлении. Сенаторы Ф. Грэмм, У. Радмэн и Ф. Холлингс внесли предложение, согласно которому устанавливались твердые пределы бюджетных дефицитов, превышение которых влекло за собой жесткие последствия. 11 декабря при двухпартийной поддержке конгрессом был принят Закон о сбалансированном бюджете и чрезвычайных мерах по контролю над дефицитом, или Закон Грэмма-Радмэна-Холлингса, названный так по имени его инициаторов.

В октябре 1986 г. президентом  был подписан Закон о налоговой  реформе, подготовка которой длилась  более 3 лет. Согласно этому закону вся  налоговая система страны значительно  упрощалась и становилась более  справедливой, а в США вводились  самые низкие ставки налогов среди  развитых стран мира. Наиболее важной его чертой являлось крупное сокращение налоговых ставок на личные подоходные налоги граждан: вместо 14 уровней ставок с максимальной в 50% вводилось только 2 (15 и 28%). Однако успехи в законотворчестве (а налоговая реформа была последним крупным преобразованием, администрации) омрачались поражениями в политической сфере. В результате промежуточных выборов 1986 г. республиканцы потеряли контроль сразу над двумя палатами конгресса, что серьезно осложнило дальнейшую активность Белого дома в реализации консервативного курса внутри страны. Следует учитывать и то, что в связи с изменениями, происходившими в международной сфере во второй половине 80-х годов, и скандалом «Иран-контрас» большее внимание, чем прежде, администрация вынуждена была уделять вопросам внешней политики.

Внутриполитическая тактика  рейганиэма в условиях разделенного правления в 1987-1988 гг. заключалась в продолжении реализации тех инициатив, которые были начаты в период первого и в начале второго президентства Р. Рейгана. Основное внимание Белого дома и конгресса в завершающий период консервативных реформ сосредоточивалось на дальнейшем сокращении расходов и решении проблем бюджетного дефицита.

Сильным потрясением для  американской экономики явился биржевой кризис, приведший к резкому падению  индекса Доу-Джонса (на 508 пунктов) 19 октября. Однако эта глубокая, но временная  дестабилизация фондового рынка  страны не оказала негативного воздействия  на экономический рост. Подъем американской экономики, начавшийся в конце 1982 г., продолжался и после окончания  «рейгановской революции», свидетельствуя об укреплении тенденции к удлинению циклов деловой активности.

В конечном счете государственный механизм за годы «рейгановской революции» был сориентирован на уменьшение доли социальных расходов в ВНП, а неоконсервативная стратегия общественного развития сменила неолиберальную модель. С приходом республиканцев сама идея строительства «государства всеобщего благосостояния» была поставлена под сомнение. Было санкционировано использование страховых фондов как источника стимулирования социальных расходов предпринимателей. В государственной политике центр тяжести «борьбы за экономию» приходился на социальные программы для неимущих. Вводилась система «тестирования на нуждаемость» с тем, чтобы ограничить получателей государственных пособий только «истинно нуждающимися», целый ряд социальных программ был упразднен. Однако первоначальный «замах» правительства Р. Рейгана на социальные программы для среднего класса (в частности, по поводу приватизации пенсионного обеспечения) не был реализован полностью, хотя, например, пострадали программы государственного стимулирования жилищного строительства, гарантирования ссуд студентам для оплаты высшего образования, некоторые медицинские программы, субсидии фермерам.

И все же за восемь лет  консервативных реформ администрации  Р. Рейгана удалось добиться многого: провести налоговую реформу, заблокировать  инфляцию, «навести порядок» на рынке  труда (резкое сокращение роста заработной платы), заморозить и снизить рост государственных расходов. Были созданы  возможности для структурно-технологической  перестройки. За это пришлось платить  свою цену: наблюдался быстрый рост дефицита федерального бюджета, государственного долга, страна балансировала на грани финансового кризиса. Однако, опираясь на новую техническую базу, американская экономика с конца 1980-х годов начала вновь быстрое движение вверх.

В начале своего первого  президентства Р. Рейган обещал, что  реализация его экономической программы  освободит американский народ от «удушающей руки» «большого правительства» и приведет страну к «более светлому будущему». И это не было обычной  политической риторикой «великого  коммуникатора». Несмотря на многие трудности  и препятствия, в течение 1981 — 1988 гг. рейганисты делали все возможное, чтобы добиться практического воплощения собственных теоретических установок в наибольшем объеме. Однако, как свидетельствует американский, да и мировой исторический опыт, полная реализация задуманных реформ удается крайне редко. Более того, ни одно отдельно взятое преобразование в экономике, а тем более изменение экономического курса страны не проходит легко и безболезненно. В итоге всегда появляются как свои победители, так и побежденные. Появились они и в результате рейгановских  преобразований.

В 80-е годы XX столетия консервативные теория и практика оказались в центре всей общественно-политической жизни Соединенных Штатов, а сам Р. Рейган превратился в наиболее популярного после Ф.Д. Рузвельта президента страны. Причины этого кроются не только в кризисе идей кейнсианства, сдвиге американского общества вправо и личном обаянии тогдашнего хозяина Овального кабинета. Консерватизм стал своего рода закономерным ответом на множество накопленных за десятилетия и неразрешенных прежними администрациями проблем. Без преувеличения можно сказать, что основное назначение «рейга-новской революции» состояло в усовершенствовании, коррекции взаимоотношений государства и рынка в сторону большей свободы, децентрализации и рассредоточении федеральной власти, в направлении возрождения ценностей индивидуализма, меньшей зависимости личности от правительства и, в конечном счете, — в направлении укрепления институтов гражданского общества.

При этом следует полимать, что под влиянием факторов как объективного, так и субъективного характера Рейган вынужден был постоянно корректировать свою политическую линию, а сам рейганизм в течение всего консервативного восьмилетия эволюционировал и сдвигался к центру. Этим, в сущности, и объясняются, на наш взгляд, ограниченные масштабы воздействия консервативной практики на американское общество, явно не оправдывающие (несмотря на утверждение Рейгана о том, что в стране за годы его президентства произошла «революция») само понятие - «революция».

Экономическое наследие администрации  Р. Рейгана было неоднозначным, так  как складывалось из положительных  и отрицательных результатов. Такие неоспоримые достижения, как длительный период экономического роста, низкая инфляция, создание новых рабочих мест и изменение в связи с этим ситуации на рынке труда, сокращение налогов, ограничение роста правительственного аппарата, приток в страну иностранных инвестиций, повышение уровня жизни, сочетались с рядом опасных тенденций: безостановочным ростом дефицита федерального бюджета, увеличением размеров государственного долга США, понижением конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке, сохранением внешнеторгового дефицита, ухудшением положения части малоимущих граждан.

Однако отрицательные  результаты политики рейганистов (и прежде всего увеличение бюджетного дефицита и государственного долга) являлись неизбежной платой за экономический рост и принадлежали к явлениям, которые носили долговременный характер. Их воздействие на американское общество было опосредованным и в полной мере сказалось позже, уже после ухода Р. Рейгана со своего поста.

Тем не менее, хотя администрация  Р. Рейгана и не достигла в полном объеме большинства поставленных перед  собой конкретных целей, перемены, происшедшие  во внутриполитическом курсе американского  государства в период консервативных реформ, все же оказались достаточными для того, чтобы, возродив инициативу отдельных граждан и стимулы  к занятию предпринимательской  деятельностью, изменить в сторону  улучшения главные социально-экономические  показатели: инфляцию, безработицу, объемы ВНП, производительность труда, выпуск продукции на душу населения и преодолеть «кризис доверия» между населением и властью, развивавшийся до этого в течение десятилетий.

Реальные же достижения (или действительное наследие) «рейгановской революции» заключаются в усовершенствовании и модернизации сложившегося после Великой депрессии самого механизма государственного регулирования социально-экономической сферы США, в его адаптации к новым обстоятельствам (информационная революция) последней трети XX в.

Что касается самой консервативной тенденции, то президентство Рейгана, реформаторская практика республиканской  администрации, несомненно, оказали  на нее значительное воздействие. В  процессе преобразований консерватизм под влиянием различных обстоятельств  эволюционировал, стал менее жестким  и именно в силу этого приобрел способность трансформировать и социально-экономическую модель США, и само американское общество. Именно эта способность и привела к тому, что к концу 1980-х годов он (в более мягком варианте) занял еще более прочные позиции, чем прежде.

Свидетельством укрепления консервативной тенденции являются итоги выборов в конгресс в 1988-1998 гг., в результате которых республиканцы сохраняли или увеличивали свое представительство в обеих палатах, сама практика преемников Р. Рейгана — президентов Дж. Буша и Б. Клинтона, в большей или меньшей степени пронизанная духом мягкого консерватизма.

Все это способствовало серьезным  передвижкам и внутри самого общественно-политического  спектра страны, и в социально-экономической  модели американского государства. При сохранении в основе своей либерального, рузвельтовского начала она стала включать больше консервативных составляющих.

Президентство Дж.Г.У. Буша

Уже в середине 1980-х годов  ряд влиятельных американских экономистов  выразили беспокойство по поводу состояния  в стране государственной социально-экономической  инфраструктуры. За время пребывания у власти рейганистов в США образовался «третий» (после внешнеторгового и бюджетного) дефицит — дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданского назначения. На фоне обнаружившегося в то время (еще до ухода Р. Рейгана) смещения общественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требования преодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет и переориентировать бюджетную стратегию в пользу «человеческих» ценностей (инвестиции в человека). Идеи более милосердного правительства снова стали входить в моду.

Отход от консервативной концепции  социально-экономического государственного регулирования произошел с приходом в 1989 г. в Белый дом республиканца  Дж. Буша. Заявив в бюджетном послании конгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большую ответственность за развитие экономики и социальной сферы, администрация акцентировала переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочного экономического роста, выдвинув в качестве приоритетной задачу «капиталовложений в будущее Америки, что предполагало сдвиг приоритетов от военных к гражданским программам, а в рамках последних — от трансфертных выплат к прямым инвестициям.

Правительство отказалось от последовательного курса на ослабление регулирования бизнеса, которым  следовала рейгановская администрация, в пользу «разумного» регламентирования. Руководство республиканцев признавало за федеральными властями ряд важных социально-экономических функций, отвергнув при этом их кейнсианскую трактовку. Дж. Буш победил на президентских выборах 1988 г. в немалой степени потому, что сумел предстать перед избирателями в образе «президента-образование» (или «президента-просвещение»). Уже на 1991 финансовый год были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на нужды образования, особенно на программы, ориентированные на молодежь (поддержка молодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования, детям-инвалидам — в получении начального и среднего образования, программа «Неограниченные возможности для молодежи», нацеленная на помощь «трудным» подросткам из бедных семей). Кроме того, предусматривалось выделение крупных средств не только на общее, но и на профессиональное образование молодежи, на борьбу с употреблением наркотиков, на материальное поощрение лучших школ и учителей, финансирование «негритянских» колледжей и др. Одновременно администрация Дж. Буша предприняла шаги по преодолению тенденции сокращения федеральных ассигнований на гражданские научные программы. Началось финансирование многолетней программы помощи малообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.

Информация о работе Социально-политическая система США и Канады