Социально-политическая система США и Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ США.docx

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая «теория предложения», которую очень быстро окрестили  «рейганомикой», преподносилась сначала правыми консерваторами и консервативной прессой как программа радикального слома, демонтажа всей сложившейся за десятилетия системы государственного регулирования и возврата к основам капитализма свободной конкуренции. Даже предвыборная платформа Республиканской партии, принятая на ее съезде в Детройте 14 июля 1980 г. и в целом выдержанная в умеренном ключе, «лучшим регулятором системы свободного предпринимательства определяла свободный рынок.

Принимая во внимание все  перечисленные выше доводы экономистов  и теоретиков, на наш взгляд, следует  отметить, что «теория предложения» имела под собой вполне объективную  экономическую основу: быстрое развитие НТР и наукоемких производств  с «высокими» технологиями, в больших  масштабах сосредоточенных в  «солнечном поясе» страны. Она в  первую очередь была ориентирована  на те предприятия и тех бизнесменов  Тихоокеанского побережья Соединенных  Штатов, которые уже проявили свою высокую предпринимательскую активность, за короткий срок создав компании, успешно конкурировавшие на американском и мировом рынках.

«Рейгановская революция»

Итак, во второй половине 1970-х  годов в американском обществе сформировался  целый комплекс экономических, социально-политических и идеологических предпосылок, приведших  к консервативному повороту и  победе на президентских выборах 1980 г. лидера правоконсервативных сил  республиканца Рональда Рейгана1.

Ухудшение основных показателей  экономического развития страны (одновременно высокая инфляция и рост безработицы, вызвавшие феномен стагфляции, спад производства, замедление темпов роста  производительности труда, обострение валютной проблемы и международной конкуренции, изменение позиций США в мировой экономике, падение уровня жизни населения), а также структурный кризис американского хозяйства и региональные сдвиги в его развитии сопровождались развивавшимся под влиянием целого ряда событий (война во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, провалы США во внешней политике во второй половине 70-х годов) уже на протяжении полутора десятка лет «кризисом доверия» между населением и властью. Последняя, потеряв широкую общественную поддержку, необходимую для реализации инициатив правительства, оказалась не в состоянии разрешить сложные проблемы, возникшие в этот период во внутренней и внешней политике государства.

Неудовлетворительная ситуация в американской экономике свидетельствовала  прежде всего о том, что прежние, кейнсианкие методы регулирования, являвшиеся надежной основой либерального варианта государственного вмешательства в экономику, взятого на вооружение еще в 1933 г. президентом Ф.Д. Рузвельтом и успешно применявшегося с тех нор почти полвека, впервые стали давать серьезные сбои. Иными словами, кризис в экономике США и неспособность администрации демократа Дж. Картера справиться с возникшими трудностями были доказательством того, что сложившиеся формы и методы бюджетного и кредитно-денежного регулирования не в состоянии были обеспечить выход из затянувшегося кризиса, что система государственного управления этой страны, перегруженная созданными за долгие десятилетия громоздкими и обременительными механизмами регулирования, превратившись в тормоз дальнейшего ее экономического роста, стала серьезным препятствием для поступательного и стабильного развития всего американского общества.

Возникновение кризисной  полосы в развитии государственного регулирования социальной сферы  в середине 1970-х годов объясняется  и тем, что в условиях замедления экономического роста и необходимости  технологической перестройки производства и структурной перестройки экономики  в целом исчерпались возможности  экстенсивного роста. Сама логика экономического развития потребовала стимулирования капиталистического накопления и реорганизации  амортизирующих звеньев как рычагов  структурной перестройки.

По вопросам социальной политики в 70-80-х годах в США имел место  раскол общества, мнения были самые  различные — от крайне правых до леволиберальных точек зрения. Пути решения общенациональных проблем  неоконсерваторы видели во внушительном сокращении финансирования социальных программ, преимущественно за счет нижних слоев общества, отступления  от принципов универсальности, в  децентрализации, т.е. в передаче «на  места» части государственных социальных функций для разгрузки центрального бюджета, а далее — в приватизации социальной сферы. Вслед за германским идеологом неоконсерватизма Р. Дарендорфом правящие круги США в тот период приняли к исполнению идеи свертывания государственного вмешательства и опоры на бизнес, рыночный механизм в решении социальных проблем. Упор на приватизацию и индивидуализацию социальных программ встретил поддержку у новых средних слоев, втянутых в сферу наемного труда.

Как было показано выше, общая  цель неоконсервативного государственного регулирования состояла в перераспределении национального дохода в пользу прежде всего производственных капиталовложений. Американские консерваторы исходили из того, что стабилизирующий эффект государственных социальных расходов превратился в дестабилизирующий фактор, выявив несоответствие государственных трансфертов потребностям общественного воспроизводства.

Противостоящие этой концепции  неолиберальные круги в США высказывались, наоборот, не за снижение, а за повышение  налогов, против рассредоточения власти и средств — вплоть до централизованного  социально-экономического планирования. Так, известный американский экономист  Дж. Гэлбрейт выступил за реформирование, демократизацию системы социального страхования, направленную на более справедливое распределение ресурсов, более объективный учет государственных издержек, принятие единых критериев и стандартов в регулировании социальных услуг.

И все же основной реакцией на развивавшиеся в течение длительного  времени экономические и политические процессы стали заметное усиление консервативных настроений и постепенный сдвиг  значительной части американского  общества и правящей элиты страны вправо. Соотношение либеральных и консервативных элементов, таким образом, стало меняться в пользу консерватизма. Развитию и укреплению этих тенденций в США (особенно в конце 70-х годов) способствовало формирование очень широкой и аморфной, организационно раздробленной, но тем не менее достаточно влиятельной консервативной (или рейгановской) коалиции.

Идейным воплощением непростого взаимодействия всех элементов сложившейся  в конце 70-х годов в США консервативной коалиции и стала философия рейганизма, представлявшая собой как один из вариантов консервативной идеологии и политики, формировавшийся с середины 60-х годов, так и своеобразный синтез (особенно с конца 70-х годов) всех основных разновидностей идеологии современного американского консерватизма.

Идейно-теоретическими основами и компонентами рейганизма являлись: в экономике — экономическая «теория предложения» (supply-side theory), согласно которой достижение благоприятного баланса между спросом и предложением возможно не посредством воздействия на спрос за счет ставшего традиционным бесконтрольного роста федеральных расходов, а с помощью их сокращения и стимулирования частных инвестиций путем целенаправленного значительного снижения налогов как индивидуальных, так и корпоративных, что в конечном счете должно привести к экономическому росту; в социальной сфере — концепции антиэгалитаризма, доказывавшие необходимость ограничения государственного вмешательства в социальные отношения и сокращения федеральных расходов по многочисленным гражданским программам, поддерживавшим малоимущих граждан Америки; в политической сфере — идеи о деструктивном воздействии государства, разрушившего за десятилетия основу основ американского общества — традиции индивидуализма, опоры на собственные силы и способности, стремление граждан к личной свободе, которая в конечном счете является самым ценным, что есть в человеке.

Победа лидера консервативной коалиции Рональда Рейгана на президентских  выборах 1980 г. положила начало консервативным преобразованиям, проводившимся в  Соединенных Штатах в 1981-1988 гг. и  получившим название «рейгановской революции». Основные направления правительственных реформ были изложены в программе «Новое начало для Америки: программа экономического восстановления», обнародованной президентом страны 18 февраля 1981 г. Программа рейганистов предусматривала проведение комплекса преобразований в четырех направлениях: 1) значительное ограничение роста правительственных расходов в целях уменьшения дефицита государственного бюджета и преодоления инфляции, что объявлялось главной целью всей программы; 2) сокращение ставок федеральных личных налогов и налогов на предпринимателей, что должно было привести к увеличению заработной платы и прибылей, остававшихся после уплаты налогов; 3) ослабление, регулирующих функций государства и критический пересмотр и сокращение объема законодательства, регламентирующего различные аспекты экономической деятельности; 4) проведение в сотрудничестве с ФРС стабильной и предсказуемой кредитно-денежной политики, главным направлением которой объявлялся монетаризм, контроль над массой денег в обращении в целях обуздания инфляции и оздоровления финансового рынка страны.

Предполагалось, что реализация этой программы, объявленной рейганистами «существенным разрывом с прежней политикой», окажет воздействие на американскую экономику в следующем направлении. Сокращение личных подоходных налогов позволит людям оставлять у себя большую часть того, что они зарабатывают, создав таким образом дополнительные стимулы к труду и сбережениям. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит стимулы к расширению инвестиций, что приведет к росту производительности труда. Сокращение правительственных расходов и устранение ненужного регулирования вернут контроль над ресурсами частному сектору, в котором наиболее сильно стремление к экономии. Стабильная денежная политика совместно с расширением производственных возможностей приведут к снижению темпов инфляции.

В результате предусматривалось  достижение более быстрого роста  производственных возможностей экономики, чем это было бы возможно при продолжении  прежней политики. Предполагалось, что после неизбежного спада деловой активности в 1980-1981 гг. с сокращением налогов и предоставлением большей свободы предпринимателям начнется подъем стагнирующей экономики и выход на расчетные показатели: 4-5% роста ВНП в 1982-1986 гг. Этот быстрый экономический рост должен был вызвать рост доходов, которые должны были помочь преодолеть бюджетный дефицит уже к 1984 г.

С самого начала в центр  правительственной деятельности республиканцев встали проблемы, концентрировавшиеся  вокруг федерального бюджета как  основного средства определения  приоритетов финансово-экономической  и социальной политики. Дискуссии  о бюджете, разворачивавшиеся как  в стенах Капитолия, так и за его  пределами, не утихали в течение  всех восьми лет пребывания рейганистов у власти.

Первые законодательные  инициативы республиканской администрации, внесенные в конгресс в марте 1981 г., довольно быстро нашли свое воплощение в Законе о бюджете на 1982 финансовый год, предусматривавшем самые значительные бюджетные сокращения (35,2 млрд долл.), которые когда-либо предпринимались в США в прошлом, и Законе о восстановлении экономики при помощи налогов, в соответствии с которым ставки на личные доходы граждан в течение 3 лет сокращались на 25%, максимальные налоговые ставки на незаработанные доходы снижались с 70 до 50%, а максимальная налоговая ставка на прибыль уменьшалась с 28 до 20% (что являлось самым крупным сокращением налогов за всю американскую историю).

Однако первые победы Белого дома в реализации своей «повестки  дня» не сопровождались такими же быстрыми изменениями к лучшему в экономике  страны. С июля 1981 г. в США начался  очередной финансовый кризис, который  проявлялся в падении биржевого  курса акций, что выражалось в  резком снижении показателей индекса  Доу-Джонса и беспрецедентном со времени Великой депрессии 1929-1933 гг. увеличении учетных ставок. Все  это быстро парализовало финансовые рынки Америки. Первый год «рейгановской революции» принес с собой и увеличение безработицы — численность не имевших в те дни работы американцев превышала 9 млн. человек. В этой ситуации прогнозы «сеплай-сайдеров» относительно скорого уменьшения бюджетного дефицита и существенного роста ВНП уже в начале 1982 г. не воспринимались всерьез, а критика в адрес администрации Рейгана, как в стенах Капитолия, так и за его пределами становилась все более открытой и резкой.

Экономическая ситуация на протяжении почти всего 1982 г. определялась тенденциями, которые не внушали  особого оптимизма ни Белому дому, ни конгрессу. Неутешительные прогнозы давали и многие внимательно следившие  за развитием событий экономисты: они предупреждали о дальнейшем спаде производства. Надежды на то, что посредством радикального сокращения федеральных налогов можно добиться кардинальных социально-экономических  перемен, не оправдались. Разработанный администрацией проект бюджета на 1983 финансовый год игнорировался конгрессом, который выделял на гражданские и военные программы средства, не покрывавшиеся собираемыми налогами, что и породило огромный бюджетный дефицит в 128 млрд. долл. Жесткая денежная политика, проводившаяся ФРС и нацеленная на замедление инфляции (в 1982 г. рост цен составил всего 3,9%), имела обратную сторону: она способствовала углублявшемуся спаду. Пока что рейганисты сумели достичь лишь одного успеха — рост цен удалось приостановить. Безработица при этом, правда, возросла с 7,6% в 1981 г. до 9,7% в 1982 г.

В результате постоянного  давления, которое оказывалось на Белый дом со стороны противников  избранного курса, президент вынужден был пойти на первые серьезные  компромиссы. Чтобы добиться поддержки  конгрессом дополнительных сокращений расходов и показать финансовым кругам твердое намерение сократить  бюджетный дефицит, он, отступив от своей первоначальной программы, заключил соглашение с демократами в конгрессе. Оно предусматривало некоторое  увеличение налогов (за три года это  увеличение должно было составить свыше 98,3 млрд долл.) при условии их согласия на сокращение в то же время государственных расходов на 228 млрд долл. Результатом такого компромиссного соглашения стал новый закон, принятый конгрессом 19 августа 1982 г. после многочисленных столкновений между президентом и законодателями. Закон о налоговой справедливости и финансовой ответственности отменил около половины сокращений предпринимательских налогов, предусмотренных в 1981 г., перенеся весь задуманный Рейганом пакет налоговых реформ на второй срок его первого президентства.

Сигналом к проведению более умеренного экономического курса  послужили и промежуточные выборы 1982 г., в результате которых демократы  увеличили свое представительство  в нижней палате конгресса, потеснив консервативных республиканцев.

Наряду с неутешительными  оценками состояния экономики в  целом в ноябре и декабре 1982 г. в США были зарегистрированы первые признаки экономической активности, рост которой продолжался с тех  пор необычайно долго — до конца 80-х годов.

Информация о работе Социально-политическая система США и Канады