Социальное государство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:14, реферат

Краткое описание

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание

1. Что такое социальное государство
2. Понятие социального государства
3. Признаки социального государства
4. История становление и развития социального гос-ва в РФ.
5. Основные направления социальной политики гос-ва РФ.
6. Проблемы создания социального государства в России

Вложенные файлы: 1 файл

социальное гос-во россии.docx

— 38.90 Кб (Скачать файл)

Модернизация в СССР шла сверху, поэтому государство осуществляло развитие страны, часто закрывая глаза на интересы граждан на пути к развитию общества. Порой, государственные меры сопровождались страданиями людей и жертвами, мнение граждан порой просто не учитывалось, и власть не боялась жертвовать благополучием части населения ради общего развития. Несмотря на это, в государстве был заложен принцип солидарности, который свойственен демократическому социальному государству, которое возникло на западе и было антиподом советского. Под солидарностью предполагается справедливое распределение благ, примерно одинаковые для всех условия жизни и труда и стремление к их улучшению, значимость государства в развитии образования, здравоохранения, жилищного строительства, развитие средств коммуникации и связи. Государство заботилось о духовном и нравственном развитии людей, серьезно подходило к просвещению граждан, полагая справедливой унифицированную систему среднего школьного образования, единые стандарты квалификации, равное представительство различных социальных групп и слоев населения в общественных и властных органах. При этом государство строго подходило к просвещению, не допуская вольностей, и не позволяло отклоняться от идеологии, культура была скованна цензурой, а политическая воля граждан быстро пресекалась.

Конец 80 годов ознаменовался крупными изменениями в советском обществе. Так называемая «перестройка» привела к кардинальной модернизации России во второй половине 1991 года. Во время перестройки обострился и углубился кризис советского общества, противоречия в обществе и во власти привели к разложению целостности советского общества, подготовивший переход к новому периоду в 1991 году. С этого периода термин «социальное государство» стал изучаться отечественными учеными и стал очень популярен среди политиков.

Россия взяла курс на демократизацию общества и создание правового государства. В тот период принципы социального государства были отражены в программах многих партий. И в итоге, положение о социальном государстве было закреплено в 7 статье новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней Российская федерация провозглашается «социальным государством», политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

Принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года можно считать началом развития «социального государства» в России. После закрепления ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями.

Согласно 7 статье - главная задача Российской федерации, как социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.8

На данный момент в России проводится активная социальная политика. Из государственного бюджета финансируется более 50 социальных программ, еще больше социальных мер реализуются за счет регионального и местного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления социальной политики государства Российской Федерации

 

В Основных направлениях социальной политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается обеспечить выход России на качественно новый уровень развития связанный с наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить ее позицию, как одной из стран – лидеров мирового развития. Многие принципы «социального государства» признанные во многих развитых странах не закреплены в нашей конституции. Государство должно закреплять эти принципы в законодательных актах и совершенствовать социальную политику.

Социальная политика Российской Федерации еще имеет много недоработок. В стране очень большая дифференциация доходов и большая проблема с социальными услугами для населения. Для нормального существования общества, правительство все время ищет пути решений этих проблем.

Социальная политика осуществляется как в отношении нетрудоспособной группы населения, так и в отношении экономически активной. Для социальной защиты каждой из этих групп необходимы разные социальные меры. Для нетрудоспособного населения правительство выделяет различные льготы и пособия. Для экономически активного населения необходимо создание достойных условий труда и заработной платы и стимулировать к труду.

Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Ясно, что эта формулировка отличается даже от самой радикальной трактовки модернизированного социального государства Запада – британского премьер-министра Т. Блэра, в которой утверждается взаимная ответственность государства, общества и индивида. Все это дополняется отсутствующими у нас требованиями ответственного капитализма, достижениями общественного блага, новых форм социального контроля, восстановления в правах понятия социального равенства, обеспечения не только устойчивого, но и прогрессивного развития. Российский вариант смягчает положение лишь самых бедных слоев, в отношении которых государство намерено быть в какой-то мере субсидиарным. Что касается остальных слоев, то он предполагает лишь превентивные меры, которые бы предупреждали безработицу и смягчали последствия массовых увольнений.

Следует отметить политическую динамику формирования нормативно-правовых компонентов управляющей системы. Ее основу составляют «социальные» статьи Конституции страны (17, 25, 37, 40, 43), ратифицированные парламентом Пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, Гражданский и Семейный кодексы, новый Трудовой кодекс и многие другие документы.

Также известную динамику приобрел процесс формирования процессуальных компонентов управленческого цикла социальной политики. С выходом в свет «Программы социальных реформ в Российской Федерации 1996 – 2000 годов», социальная политика государства получила первый целевой документ, другие необходимые процессуальные элементы. Все эти меры позволяют обеспечить перелом в самом характере социальной политики. Она из «реактивной», реагировавшей лишь на самые острые социальные проблемы посредством таких средств, как, например, карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров, стала трансформироваться в активную и адресную.

Существенным признаком адресной социальной политики является осуществление за счет средств госбюджета и местных средств многочисленных федеральных и региональных целевых программ социального развития, направленных на точечное решение актуальных социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни граждан, обеспечением занятости населения, социальной защиты и др.

Так же одно из важнейших направления в данный момент-это повышение рождаемости. Государство выделяет на эти нужды много средств, строит новые школы и детские сады. Как пример можно привезти программу «материнского капитала».

К сожалению, не всегда социальные меры приносят ожидаемый результат, а порой и вовсе необходимые программы не приводят в жизнь. Правительство России должно внимательней подходить к социальной политике и создавать условия для развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы создания социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1.        Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2.        B России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3.        Oтсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4.       Hеликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5.        Oтсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6.        Cнижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков ,а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика —дело грязное»);

7.        Cуществующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8.        Bобществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9.        B процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее ,несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1998. Т. 3.

2 Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель.– Социально-гуманитарные знания (М.), 2000

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М; Норма, 2005.

4 Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. – СПб.: Тип. А. М. Котомина

5 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность // Московские лекции и интервью. М.: АО "KAMI"

6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М; Норма, 2005.

7 http://www.lawmix.ru/commlaw/581/

8 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.


Информация о работе Социальное государство России