Состав правящих элит в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Термин «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere – выбирать. Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный».
Элита – специфические властно-политические группы, которые в условиях классово-антагонистического общества представляют исполнительную властно-политическую часть правящего класса

Содержание

1. Правящая элита
2. Теории элит
3. Правящая элита: теория, структура
4. Рекрутирование политических элит
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая социология.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Пензенский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО  «Пензенский государственный университет)

 

 

              Факультет педагогики, психологии и социальных наук                 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политическая  социология»

на тему:

 

«Состав правящих элит в  зарубежных странах»

 

 

 

 

Студент: Кузьмичева А.Н. 5 курса з/о  

Руководитель : Терехина Т.В.

 

 

 

 

 

                                        Пенза 2014 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Правящая элита 
  2. Теории элит
  3. Правящая элита: теория, структура
  4. Рекрутирование политических элит

Заключение 

Список использованных источников

 

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

 

Термин «элита» ведет  свое происхождение от латинского eligere – выбирать. Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный».

Элита – специфические  властно-политические группы, которые  в условиях классово-антагонистического общества представляют исполнительную властно-политическую часть правящего класса [2, 144 с.].

 

  1. Теории элит

 

В Англии (1823 г.) термин «элита» стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии. Тем не менее, понятие не использовалось широко в общественных науках. Только на рубеже 19-20 вв. В.Парето, Г.Моске, Р.Михельсу удалось более предметно и конкретно сформулировать научно-философскую концепцию элиты.

Что же такое элита? При ответе на этот вопрос в построениях элитаристов единодушия мы не обнаружим, но и натолкнемся на целый ряд суждений, порой опровергающих друг друга.

Начнем с определения В.Парето, который, собственно, и ввел это понятие, сделал элиту объектом специального научного анализа и представил его  в форме определенной системы взглядов относительно того социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством позитивных качеств, видов ценности и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура и высший уровень компетентности, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.) занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии. Именно так и рассматривает Парето это понятие в «Трактате всеобщей социологии». В другой своей работе пишет, что «люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества», «так называемые высшие классы» и составляют элиту, «аристократию», большинство тех, кто в нее входит, «как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами – неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивают власть».

Среди других определений элиты  отметим Г.Моска. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные  на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством. Для него однозначно: элита – обязательный и необходимый элемент любой социальной общности, своеобразный авангард и ответственный фактор управления обществом. Сильная и мудрая элита – непременное условие устойчивого функционирования власти, поступательного развития общества, динамизма его экономической, политической, социальной, духовной сфер.

Элитаристы функциональной школы, определяя понятие элиты, обычно предупреждают против отождествления ее с правящим классом. Хотя теории Парето и Моски были явно направлены против марксизма, функционалисты часто пишут о «следах марксистского влияния» в трудах классиков элитизма и призывают «до конца» освободиться от этого груза. Они не забывают, что Моска, подразумевая элиту, употреблял термин «правящий класс», а Парето одобрительно отзывался о теории классов и классовой борьбы [1, 116 с.].

Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием “Социология политических, партий в условиях демократии”. Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. “Историческая эволюция смеется над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от этого слабеют законы, а не вожди” [4; c.112].

 

  1. Правящая элита: понятие, структура

 

Согласно общепринятой классификации, следует отличать продуктивную и  правящую элиты. К первой относятся представители нации, создающие возможности для ее развития, носители интеллектуального и производственного потенциала страны. Продуктивная элита работает, обеспечивая общественное благосостояние и социально-экономическое развитие. Правящая элита осуществляет власть, которая может употребляться как во благо общества, так и во вред.

В зависимости от сочетания продуктивной и правящей элит достигается разное качество управления государством и  обществом. Когда правящая элита  состоит преимущественно из представителей продуктивной элиты, обеспечивается компетентное управление обществом, власть используется для общего блага в целях максимизации возможностей социально-экономического развития. Когда же властвующая элита замыкается в обслуживании собственных частных интересов, продуктивная элита оказывается невостребованной, а сама власть употребляется во вред обществу.

Властвующая элита, сложившаяся на почве разграбления государственной  собственности и присвоения национального  богатства, преследует в основном свои частные интересы, которые во многом противоречат общенациональным. Ряд характерных для властвующей элиты мотивов – обогащение за счет присвоения чужого имущества, вывоз накопленных сбережений за рубеж, перемещение туда же своих семей, подчинение обслуживанию своих интересов органов государственной власти – подрывает возможности социально-экономического развития и разрушает общество. Невостребованность продуктивной элиты приводит к тому, что лучшие умы: известные ученые, инженеры, работники культуры, высококвалифицированные специалисты – уезжают за рубеж. Покидают страну и наиболее одаренные выпускники вузов. Место социального партнерства и сотрудничества занимают конфликт, расслоение и вырождение общества.

Несоответствие  правящей элиты стоящим перед страной задачам, ее оторванность от национально-культурной среды и компрадорский характер являются фундаментальной причиной чудовищного разорения страны, бедственного положения народа, разложения государства и вырождения нации. Без кардинального оздоровления правящей элиты, ее наполнения представителями продуктивной элиты выйти из кризиса на траекторию успешного социально-экономического развития невозможно.

Решение этой задачи требует целенаправленных усилий со стороны, как политического руководства страны, так и самой продуктивной элиты. Для этого важно формирование соответствующих условий и механизмов, включающих повышение ответственности институтов и носителей власти перед обществом, становление институтов социального партнерства, создание механизмов общественного контроля за властными структурами, внедрение соответствующих процедур подбора и расстановки кадров, рационализацию общественного сознания и восстановление национальной идеологии [3, 12 с.].

Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием “Социология политических, партий в условиях демократии”. Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. “Историческая эволюция смеется над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от этого слабеют законы, а не вожди”[4; c.112].

 

3. Рекрутирование политических  элит

 

Одна из важных задач элитологии как науки – определение возможностей и путей повышения качества правящей элиты, и не только правящей. Объективные критерии этого качества – результаты ее политико-управленческой деятельности, синтетическим показателем которой является состояние страны в целом, качество жизни населения: процветает страна или находится в состоянии упадка; каков жизненный уровень населения, его культуры; насколько свободен народ и как реализуются его творческие потенции; насколько обеспечена его безопасность - внешнеполитическая, экономическая, продовольственная, экологическая. Субъективные критерии оценки качества элиты – ее интеллектуальный потенциал, профессионализм и нравственные устои, культурный и образовательный уровень.

Очевидно, что качество элиты во многом зависит от принципов ее формирования. Кадровое рекрутирование и политическая социализация – это вовлечение людей в активную политическую жизнь и государственно-управленческую деятельность, посредством которого формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать процесс политического рекрутирования - значит исследовать процесс с точки зрения того, как и по каким линиям люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты, устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.

В стабильных политических системах рекрутирование элиты институтизировано, то есть осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами  и существующими традициями, в  результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной.

Принципы рекрутирования элиты  имеют исключительную важность для  политической системы, способствуя  либо ее укреплению, либо разрушению, обеспечивая более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам либо ограничивая, а то и вовсе лишая их. Одна из характерных черт подлинно демократической политической системы – создание реальных возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом правящей элиты.

Важнейшим элементом рекрутирования элиты – ее социальная база; механизмы  и круг лиц, осуществляющих отбор  элиты (селекторат); каналы и система  стимулирования продвижения по карьерным  ступеням; процедура отставки и социально-экономической защиты тех, кто оставил высшие должности в системе власти.

Качество элиты зависит от качества социальных источников и способов ее формирования, от того, насколько элита  открыта для наиболее активных, образованных и способных к инновациям людей из всех классов и слоев общества.

Американский политолог Б.Рокмэн вычленяет две тенденции отбора элит в современных демократических  системах – гильдийную и антерпренерскую.

По гильдийкской модели обычно осуществляется рекрутирование бюрократической элиты. В системе гильдий кандидаты на продвижение должны обязательно угодить небольшой группе лиц наверху, которые и выполняют функции селектората. Бюрократическая элита заинтересована в организационной рутине, в привычных методах, в преемственности. Для системы гильдий характерны высокая степень институализации в процессе отбора, особая роль образования, медленный путь карьерного продвижения наверх, тенденция к воспроизведению характерных черт уже существующей элиты, относительно закрытый селекторат.

Антрепренерская тенденция исходит  из того, что индивидам, стремящимся  попасть в элиту, необходима поддержка  не только внутри управленческой системы, в которой они собираются делать карьеру, но и вне ее. И они находят  эту поддержку, а инерциальные силы организационных форм в меньшей степени тормозят их продвижение в элиту. По антерепренерской модели преимущественно рекрутируется политическая элита. Для этой системы, где селекторат более широкий, кандидату на элитные позиции нужно влиять не только на вышестоящих лиц, но и апеллировать к влиятельным людям во вне системы. Здесь критерии селекции разнообразны и противоречивы, при продвижении вверх можно миновать бюрократические ступеньки и рутинные процедуры. Если спроецировать эту типологию на российскую историю последнего времени, можно сказать, что только по первой модели могли продвигаться наверх лидеры застоя, а по второй – политические деятели демократической формации.

Рассмотрим более широкую типологию  рекрутирования элит – закрытая и открытая. Открытый тип рекрутирования элиты обычно основывается на отборе, имеющем вид «честного конкурса», при котором решающими являются личные качества человека, его способности, образованность, нравственные характеристики, а не его (или его родителей) социальное положение, принадлежность к определенной социальной группе (привилегированному сословию, классу, национальности или группировке). Только при условии, что именно индивидуальные, а не надиндивидуальные характеристики являются главным критерием отбора, элита может быть ассамблеей лучших и достойнейших, то есть подлинной меритократией. Если же превалирует принцип, позволяющий выдвигать не самого умного, способного и честного, но зато доказавшего преданность своему социальному клану, - это означает закрытый тип селекции, ведущий к негативным последствиям для общества и, в конечном счете, к деградации элиты.

Информация о работе Состав правящих элит в зарубежных странах