Конституция зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:25, реферат

Краткое описание

Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция, юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция лишь простой слепок существующей ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность конституции………………………………………………4
2. Содержание конституции в различных странах……………………….5
3. Классификация конституций зарубежных стран………………………7
Заключение……………………………………………………………………………………….10

Вложенные файлы: 1 файл

конституция зарубежных стран.docx

— 18.70 Кб (Скачать файл)

 «Виды конституций в зарубежных  странах» 
 
Содержание. 
Введение……………………………………………………………………………………………3 
1.     Понятие и сущность конституции………………………………………………4 
2.     Содержание конституции в различных странах……………………….5 
3.     Классификация конституций зарубежных стран………………………7 
Заключение……………………………………………………………………………………….10 
Введение. 
Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 
 
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция,  юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция лишь простой слепок существующей ситуации.  
 
 Содержание конституции в различных странах. 
 
Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г.,        Папуа - Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии -  один из актов), «основной закон» (Германия). 
 
В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» - в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве – в Израиле, сеймовый устав – в Финляндии и т.д.  
 
В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Законы считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом. 
 
В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман – Коран. В некоторых странах Коран является часть «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.). 
 
  Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей) и статей. Так, например, текст Итальянской конституции состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей – «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Статьи в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифрой или буквенной нумерацией.  В редких случаях (например, В Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочия федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.)поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции. 
 
Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности. Правовое, юридическое содержание конституции – это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, управление экономикой, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления, форму устройства государства и др.), основные права граждан (право собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.).  
3.  Классификация конституций зарубежных стран.  
 
Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, - господство определенных слоев населения или военно–политических группировок (последнее в первую очередь относятся к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества. 
 
С этой точки зрения можно различать в зарубежных странах несколько видов конституций: 
 
- конституции полуфеодально-теократического характера, основные законы, отражающие влияние феодалов (Бахрейн, Бруней, Кувейт и др.); 
 
- социалистические конституции, провозглашающие защиту интересов трудящихся (Вьетнам, Китай и др.); 
 
- конституции капиталистического общества (США и др.); 
 
- постсоциалистические конституции (Болгария, Венгрия, Украина и др.). 
 
  По своему характеру конституции могут быть: 
 
- демократические (отражают общечеловеческие ценности); 
 
- авторитарные (провозглашают господство и юридические привилегии определенных классов, социальных слоев, рас, этнических групп в обществе, устанавливают фиксированную партийную систему, принижают роль парламента, ограничивают основные права граждан); 
 
- тоталитарные (закрепляют господство одной партии, вождизм, обязательную идеологию). 
 
По структуре принято делить  конституции на консолидированные и не консолидированные. 
 
В зависимости от формы различают два вида конституций: 
 
- писаные; 
 
- неписаные. 
 
Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. 
 
Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (из-за последних такая конституция и называется неписаной). Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов. 
 
Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов). По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы. Поэтому указанное выше различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм,  регулирующих вопросы конституционного значения).   
 
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: 
 
- октроированные (дарованные); 
 
- принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); 
 
- одобренные на референдуме. 
 
По способу изменения различаются: «гибкие» и «жесткие». 
 
Гибкими называются те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (например, конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия. В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном. 
 
В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет (более двух веков действует конституция США, более века - Бельгии).  
 
Постоянная конституция – это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия.  
 
Временная конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией. Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно они провозглашаются главой государства (так часто было в Египте, такова временная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Судан в 1985 г.). 
 
С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). 
 
Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).  
 

Заключение. 
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. 
 
В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. 
 
В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой. 
 
Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием. 
 
Таким образом, конституция - это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.


Информация о работе Конституция зарубежных стран