Современное представление о демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 07:50, контрольная работа

Краткое описание

На исходе ХХ-го века еще четче стало видно влияние политики, политических институтов и процессов судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, пожалуй, нет другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, отказ участвовать в выборах органов власти; возникновение массы новых институтов и форм политического участия и отсутствия опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур.

Содержание

Введение с. 3
1.Понятие демократии с. 4
2.Основные принципы демократии с. 8
3.Разновидности демократии с.10
4.Демократический политический режим с. 16
5.Формы демократии с.19
6. Демократия и дисциплина с. 21
Заключение с. 22
Список используемой литературы с. 23

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

     Либеральная демократия  Гигантским шагом вперед в развитии теории и практики  демократии стал либерализм. История становления и развития демократических ценностей насчитывает не одно столетие и связана с именами многих выдающихся мыслителей – Дж.Локка, И.Канта, , Ш.монтекасье, Т.Джефферсона и др. каковы основные демократические идеи и ценности либерализма?

Во-первых, либерализм сделал акцент на личностный аспект демократии, для него и индивидуальный разум – высший политический приоритет, что выражается в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и гражданина, его автономии по отношению к государству, обществу, группе.

Во-вторых, либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Основная предпосылка либерализма – вычленение человеческой индивидуальности, убеждение человека в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

В-третьих, в лоне либерализма родилась концепция разделения единой государственной власти на три ветви – Законодательная, исполнительная, судебная, действующее на принципе сдержек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничивается охраной правопорядка.

В-четвертых, либерализм на ряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Но речь идет о равенстве, а не об уравниловке. У людей разные способности, но в той или иной мере они есть у каждого. По этому человек должен постоянно развивать свои способности и благодаря этому вызывать заинтересованность у других ее видов.

Универсальные характеристики демократий

Либерализм современной демократии может быть пояснен с помощью выявления универсальных характеристик демократического устройства, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и волеизъявления оппозиции. А. Пшеворский выделил шесть таких характеристик.

1. Существование и организация  конфликтующих интересов, означающие, в частности, что:

а) для защиты своих интересов могут формироваться самые различные группы;

 б) эти группы имеют  гарантированный доступ к политическим  институтам;

 в) соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение участники игры не лишаются права на ее продолжение.

2. Развитие и разрешение  конфликтов осуществляется в  согласии с правилами, которые  определены заранее, являются ясными  и доступными для всех участников. В этих правилах определяются:

а) особенности допуска к процедуре политического участия;

б) возможные направления деятельности, совокупность которых представляет собой признаваемые стратегии поведения;

 в) критерий, позволяющий  ограничить сферу действия конфликта, В условиях демократии, подчеркивает  Пшеворский вслед за Л. Козером, конфликты скорее ограничиваются, чем разрешаются.

3. Некоторые направления  действий исключены в качестве  возможных стратегий, как например, постоянное обращение к использованию  физической силы. Использование  силы регулируется правилами, специально предусматривающими те случаи, в которых это может допускаться. Тем не менее физическая сила все же может быть использована, поэтому демократии могут испытывать чувство страха перед лицом возможности приобретения этой силой статуса независимости.

4. Как и любая иная  система, демократия стремится к  стабилизации отношений, возникающих  между действиями различных групп  и результатами этих действий. Итогом этого стремления оказывается  переплетение защищаемых различными  авторами стратегий. Но специфика  демократии заключается в том, что здесь каждая группа обладает возможностью самостоятельного выбора стратегии, каждая из которых имеет индивидуальные и вполне осязаемые последствия.

5. Поскольку каждый индивидуальный  и коллективный участник имеет  право выбора стратегий, ведущих к различающимся последствиям, результаты конфликта в условиях демократии до известной степени разнонаправлены. Нельзя сказать заранее, какой будет позиция участников в различных типах социальных отношений, включая и производственные. В условиях демократии капиталисты далеко не всегда одерживают победу в конфликтах; им приходится вести постоянную борьбу для защиты собственных интересов. Одержать победу раз и навсегда оказывается невозможным. Даже занимаемое в политической системе положение не является гарантией преуспевания в будущем. Такое положение может обеспечить определенные преимущества в электоральной конкуренции, но не является достаточным, чтобы обеспечить перевыборы в будущем.

6. Результаты демократических конфликтов  не просто разнонаправлены. Они непредсказуемы, поскольку демократия предоставляет возможность реализации интересов каждой политической группе. Исходя из распределения экономических, идеологических и иных ресурсов, демократическое устройство определяет, у каких из этих интересов существуют наибольшие шансы быть удовлетворенными, у каких - средние, а какие - удовлетворить будет почти невозможно

В современных условиях либеральная демократия используется лишь частично потому, что ее использование постоянно «наталкивается» на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Государство обязано не только гарантировать только индивидуальные права и свободы, но и с помощью права регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных слоев общества. Этого-то и не учитывали отечественные либералы.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Демократический политический режим.

 

 

 

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:                     

 

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

 

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".       

 

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

 

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

 

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

 

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

 

                   В условиях демократизации у граждан, организованной общественности должны усиливаться возможности влиять на власть и управление государством. Например, за счет аккумуляции мнений через независимые СМИ, организации, объединения, т.е. по преимуществу бокового влияния на профессиональный процесс принятия политических решений. И хотя собственно государственно-политическое управление - специализированный процесс, осуществляемый при помощи, а не посредством населения, учет мнения и позиций последнего должен становиться неотъемлемой составной частью властвования. В этом смысле легитимизация власти и элиты, к примеру, и есть форма не "символического", а реального политического участия граждан, выражение той наиболее оптимальной формы участия, которая и конституирует население как субъекта власти. И именно поэтому демократически ориентированная элита должна делать упор не столько на прокламацию прав населения, сколько на формирование его реальных способностей, использование прав и возможностей, предоставляемых этой системой власти.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формы демократии

 

Демократия может существовать и действовать в определенных организационных и правовых формах.  Поэтому проблемы ее организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах - представительной и непосредственной (прямой).

Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, официально представляют их. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представительными органами являются Президент РФ, президенты Республик, коллегиальным законодательным и представительным органом – Федеральное собрание (парламент).10 Представительные коллегиальные органы  выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении.

Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление.

Представительная и непосредственная формы демократии исключают, а взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Демократия  и дисциплина

 

 

Между демократией и дисциплиной глубокое единство и                                                                                                                            взаимодействие, повышающие их социальную ценность, роль и значение в обществе, хотя в реальной жизни их нередко противопоставляют друг другу.

Истинная демократия строится на дисциплине и невозможно без нее. Демократия и дисциплина одинаково опираются на основополагающий принцип любого социального управления – единство решения и исполнения. Даже самые правильные демократически подготовленные и принятые решения и исполнения. Даже самые правильные демократически подготовленные и принятые решения без надлежащий дисциплины неизбежно «повисают в воздухе», превращаются в нереализованные возможности. Сегодня никто, видимо, точно не знает, сколько неплохих законов, указов Президента, постановлений Правительства не исполняется по причине крайне низкой исполнительской дисциплины. Следовательно, демократия без дисциплины неизбежно начинает работать на холостом ходу: демократические решения принимаются, но не выполняются. Дисциплина без демократии оборачивается голым командованием, администрированием, окриком. Демократия придает дисциплине сознательный и добровольный характер.

Безоглядное и безмерное увеличение ранним буржуазным либерализмом, индивидуализмом в нашей стране привело к невиданным ранее перекосам демократии и дисциплины, свободы и порядка, до крайности обесценило и ослабило их. Народ же стал все настойчивее требовать сильной, диктаторской руки для наведения порядке в стране.

 

 

 

                          

 

                                      З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

 

 

                   В принципе российская демократия должна выявлять, институализировать и включать в процесс реализации общесоциальных интересов деятельность различного рода групп, контролирующих ресурсы и потому желающих повлиять на власть для закрепления и упрочения своего положения. Надо не уничтожать, а цивилизовать это стремление, не резать курицу, несущую золотые яйца, а, одомашнивая, увеличивать ее продуктивность. Демократия должна не устранять внутренний конфликт между обладателями формальных и реальных властных статусов, а поставить их под контроль гражданского общества. И к этому необходимо относиться как к практическому требованию, способному вопреки массовым предрассудкам послужить исцелению российской демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Конституция РФ М.1993 г.

2.ж-л Щит и Меч. 1998 г.

3.Философский энциклопедический  словарь. М., 1999 г.

4.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1994 г

5.Бутенко А. П. Тоталитаризм в  России  и пути его преодоления. М., 1994 г.

6.Иванчук Н. В., Целищев Н. И. Основы политологии. 1994 г.

Информация о работе Современное представление о демократии