Современные представления о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Современные политологи используют или учитывают все эти представления и подходы в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано с государством», значительно сужает сферу политического. Сегодня в эту сферу мы не можем не включать многочисленные негосударственные институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и научные ассоциации, институты семьи и брака и т. д.

Содержание

Современные представления о политике.
Правовое государство.
Россия в мировом политическом процессе.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

"Российский государственный  торгово-экономический университет"

 

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

 

Контрольная работа по курсу:

«Политология»

 

 

 

 

 

                                                                                Работу выполнил

          студент: Беляев Н.О

гр.Мпи -22

         Проверил:

Алексеенко Г.А

          Защищена с оценкой

          …………………………

          Дата…………………….

          Подпись………………..

 

Пермь 2010

Содержание:

  1. Современные представления о политике.
  2. Правовое государство.
  3. Россия в мировом политическом процессе.
  4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Современные  представления о политике.

Современные политологи используют или учитывают все  эти представления и подходы  в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано  с государством», значительно сужает сферу политического. Сегодня в  эту сферу мы не можем не включать многочисленные негосударственные  институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и  научные ассоциации, институты семьи  и брака и т. д. В международных  отношениях большое значение для  судеб мира имеет не только внешняя  политика государств, но и политика межгосударственных объединений и  союзов, международных негосударственных  организаций, глобального, континентального, регионального уровня. Кроме государственного аппарата и профессиональных политиков  в сферу политического сегодня  включены средства массовой информации, политические партии и общественные организации, самые широкие массы, которые выражают свою волю на выборах, референдумах, демонстрациях, митингах, забастовках, других формах участия  в политике. Особенно важным представлением в современной политике является понятие гражданского общества как  совокупности независимых и самодеятельных институтов и их взаимодействия с  государством. Именно на стыке гражданского общества и государства, в довольно широкой области взаимодействия общественных организаций, политических партий, других групп интересов с  государственными органами политика как  общественная деятельность и общественный процесс и проявляет себя в  большей степени как публичная  политика (рис. 1.1). Исходя их этих представлений, мы можем говорить о таких областях политики, как: 
1) государственная (официальная) политика;  
2) публичная политика;  
3) политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

 
Публичная политика — это открытое и гласное обсуждение общественных проблем. В публичной политике участвуют  профессиональные (публичные) политики, государственные чиновники, представители  общественных организаций и политических партий, научное и экспертные сообщества, средства массовой информации. Публичная  политика оказывает воздействие  на официальную (государственную) политику, т. е. на решение острых проблем, принятие важных для общества решений. 
Современные политологи не имеют единого взгляда на сущность политического. Они определяют политику как:

 
- принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М. Вебер); 
- распределение полномочий и ресурсов: кто, что, когда и как получает (Г. Лассуэлл); 
- завоевание и осуществление власти (М. Дюверже); 
- властное распределение ценностей внутри общества (Д. Истон); 
- процесс управления обществом (А. Ранни); 
- процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д. Ниммо); 
- борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов (А. Бьерс); 
- искусство государственного управления; 
- публичный процесс; 
- компромисс и консенсус; 
- власть и распределение ресурсов (последние четыре — Э. Хейвуд)1;

 
Французский социолог и политолог  П. Бурдье считает, что политика начинается там и тогда, где и когда существуют группы людей со своими групповыми интересами и, что самое главное, эти группы людей обладают свободой слова, организаций, собраний и т. д., т. е. всем набором гражданских прав. 
В этих определениях политологи подчеркивают разные стороны, проявления, признаки и качества одного и того же феномена. Из них видно, что политика связана, с одной стороны, с властью, принуждением, влиянием; с другой — с управлением, регулированием; с третьей — с борьбой интересов и распределением ценностей. 
В современной политической теории существует огромное количество определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

 
- социологические и экономические дефиниции, которые определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономика, рынок, мораль, культура, религия; 
- стратификационные и правовые определения, близко примыкающие к социологическим и трактующие политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводящие политику, государство из права и естественных прав человека; 
- этические (нормативные, ценностные) трактовки, понимающие политику как деятельность, направленную на достижение общего блага; 
- субстанциальные дефиниции, нацеленные на раскрытие первооснов политики и определяющие последнюю как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти; 
- институциональные и антропологические определения, характеризующие политику через организации, институты, в которых воплощается власть, прежде всего через институт государства; 
- конфликтно—консенсусные дефиниции, определяющие политику через соотношение борьбы и согласия в обществе; 
- деятельностные, телеологические и системные трактовки, определяющие политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему, имеющую цель и аппарат принятия решений1.

 
Политика — это такая область  деятельности и подсистема общества, которая решает общественные проблемы, т. е. проблемы большого числа людей  — социальных групп, слоев, классов, этносов, наций. Решение этих проблем  осуществляется при помощи политических институтов,  
в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство или, шире, политическую систему.  
Таким образом, можно дать следующие определения политики:

 
- это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;  
- это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление; 
-это взаимоотношения больших групп людей, опосредованные государственными институтами управления; 
- это постановка целей и задач, определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, установление и гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека; 
- это решение глобальных международных, демографических и других проблем; 
- это управление обществом.

 
Статическим оттиском, проекцией политики на общество является его государственное  устройство, политическая организация, т. е. совокупность институтов власти и управления. Динамическим проявлением политики является политическая жизнь, понимаемая как совокупность всех политических процессов. 
В английском языке существуют три термина, обозначающие три ипостаси, три стороны политики1:

 
1) policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;  
2) роlity [роliti] — политические институты, государственное устройство, государство;  
3) роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

 
Как видим, в англо—американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

 

2.Правовое государство.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам ифундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всехподзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства  прежде всего противоположна произволу  во всех его разновидностях диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  • Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства].
  • Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
  • Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

Правовое государство  требует наличия следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.
  • Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.

 

Основные признаки правового государства


Правовое государство  как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую историю. Сам  термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в  первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а  в дальнейшем получил широкое  распространение, в том числе  и в России, где среди видных сторонников теории правового государства  были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Верховенство (господство, приоритет) права

В правовом государстве праву  подчиняются не только граждане и  организации, но и само государство, деятельность государственных органов  основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать  основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости)

 

Верховенство  закона

Законы, (правовые акты, принимаемые  в установленном порядке законодательным  органом или непосредственно  народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе  права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут  противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме  того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической  силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное  государство).

Разделение властей

Разделение властей - распределение  компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными  ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается  сосредоточение всех полномочий или  большей их части в ведении  единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь  произвол и беззаконие. Организация  и деятельность государственной  власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут  сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система  сдержек и противовесов". Для  правового государства особое значение имеет сильная и независимая  судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

Права и свободы  человека

Широкие права и свободы  человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические  и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения  прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство  устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом  и судом.

 

Взаимная ответственность  гражданина и государства

Взаимная ответственность  гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные  органы и должностные лица несут  юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Основные проблемы формирования правового государства


Идея правового государства  в нашей стране развивалась очень  непросто. После революции 1905 - 1907 начался  переход к конституционному строю, а после 1917 года, когда было создано  советское государство, идея правового  государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства  оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а  затем получила конституционное  закрепление.

Информация о работе Современные представления о политике