Современное представление о демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 07:50, контрольная работа

Краткое описание

На исходе ХХ-го века еще четче стало видно влияние политики, политических институтов и процессов судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, пожалуй, нет другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, отказ участвовать в выборах органов власти; возникновение массы новых институтов и форм политического участия и отсутствия опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур.

Содержание

Введение с. 3
1.Понятие демократии с. 4
2.Основные принципы демократии с. 8
3.Разновидности демократии с.10
4.Демократический политический режим с. 16
5.Формы демократии с.19
6. Демократия и дисциплина с. 21
Заключение с. 22
Список используемой литературы с. 23

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МВД России

Южно-Сахалинский Филиал Дальневосточного юридического института

Кафедра: Общественных и правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Контрольная работа

                               По: Политологии                                        

                               Тема: современное представление о демократии     

 

        

                                                                                      Выполнил:

                                                                          Пухова Дарья Николаевна

                                                               Юридический факультет

                                                               5 курс группа «А»

                                                               Зачетная книжка №

              

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Г.Южно-Сахалинск

            

                                                2006 год

                                    

 

 

 

 

П Л А Н

 

 

 

 

 

Введение          с. 3

1.Понятие демократии       с. 4

2.Основные принципы  демократии     с. 8

3.Разновидности  демократии      с.10

4.Демократический  политический режим   с. 16

5.Формы демократии        с.19

6. Демократия и  дисциплина      с. 21

Заключение          с. 22

Список используемой литературы     с. 23

 

 

 

 

Введение

 

 

            На исходе  ХХ-го века еще  четче стало видно влияние  политики, политических институтов  и процессов судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, пожалуй, нет другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, отказ участвовать в выборах органов  власти; возникновение массы новых институтов и форм политического участия и отсутствия опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур. Отсюда острая необходимость создания современной системы политического образования и просвещения граждан. В первую очередь политические знания и навыки следует формировать у молодого поколения. В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался и используется столь часто, как термин «демократия». Многие ученые даже считают, что в Х1Х и ХХ столетиях слово «демократия», став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие «демократия» относится к числу наиболее неясных в современной политической теории. 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           1.Понятие демократии

 

 

 

 

Что же такое «демократия»? Термин   «демократия» (гр. demos –народ и kratos – власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалось вновь, и как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно  тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменимо выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась и пела1. И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения. Безусловно, не претендуя на какое-либо «конечное», идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы попытаемся представить наше видение этой проблемы.

Демократия – это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности  человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологическтй фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения «винтика», безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия – это благодарство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства.2 Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности  человека контролировать  собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если она есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления – лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отношении лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не представляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в таком направлении развиваются новое законодательство и судебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует новый Уголовный Кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 года.3

Демократия и свобода – наиважнейшие для человека ценности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта человека о демократии и свободе слова так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило "дорогой ценой", ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает жизнь,  в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить в обществе, развить индивидуальную неповторимость  своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она  участвует в политической жизни социума.4

 История нашей страны убедительно  доказала, что самые значительные  успехи были достигнуты, когда  открывался простор для социального  творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали  общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась частоколом запретительных инструкций.

Великая роль демократии в осуществлении кадровой политики. Известны два основных принципа  (способа) решения кадровых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в представительные органы – назначение и выборность.

Главные достоинства принципа назначения – оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управления (прокуратура, военизированные организации) этот принцип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назначаемости в других сферах.

Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недостатки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной преданности и т. д. Назначенные на должность получают властные полномочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что порождает несбалансированность общественных связей и зависимостей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тысячи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и известные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безответственности, подхалимства и др.

Выборность – единство возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоциональной подъем и связи с тем, что ему оказаны уважение и доверие, но  большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и другим. Появляются и властные полномочия, и моральное право требовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.5

Наконец, демократия – единственно возможный способ выявления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь.

               

 

 

 

 

2. Основные принципы  демократии

 

 

 

И так понятие «демократия» означает, «народовластие» и при всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

  • признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
  • периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;
  • принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
  • реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

 

В конституции РФ указывается  (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.6

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

 

 

 

3.Разновидности демократии

 

 

 

 

В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают:

-коллективную (народную)

-групповую (плюралистическую)

-индивидуалистическую(либеральную), разновидности демократии.

 

Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демократии восходит к глубокой древности. Научные основы ее заложил Ж.Ж.Руссо в концепции народного суверенитета. Развернутую характеристику народной демократии дал американский президент А.Линкольн, по мысли которого демократия исходит от народа, осуществляется народом и в интересах народа.

Большую роль в развитии учения народной демократии сыграли К.Маркс и Ф.Энгельс, открыли и сформулировали  ли закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из общественных форм собственности и коллективизма, что народ -  творец истории и своей судьбы.7

Однако реализовывать на практике народную демократию оказалось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем – как господство меньшинства при формальном согласии большинства.

 

Плюралистическая демократия характерна для большинства западноевропейских государств. Французский политолог М.Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит «диффузия», или распыление власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и множество негосударственных объединений граждан – заинтересованных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признается не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защищать свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Информация о работе Современное представление о демократии