СМИ и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Прочные и разносторонние знания о политике и мире политического - одна из решающих предпосылок политической социализации людей, формирования культуры гражданственности, утверждения политической свободы, определяющих в свою очередь перспективы и основные направления демократического развития общества. В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимают средства массовой информации. Их взаимодействие с политикой, ее субъектами ощущается в самых различных формах и проявлениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...1
1.Информация и средства массовой информации…………………………………...….2
2.Функции и задачи СМИ в политике…………………………………………………….....5
3.СМИ как механизм политического манипулирования……………………………..….9
Заключение……………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

             Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………...1

1.Информация и средства массовой информации…………………………………...….2

2.Функции и задачи СМИ в политике…………………………………………………….....5

3.СМИ как механизм политического манипулирования……………………………..….9

Заключение……………………………………………………………………………………13

Список используемой литературы………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Политика представляет собой одну из значимых сфер жизнедеятельности. Каждый человек так или иначе соприкасается с миром политического: приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата.

       Поэтому очевидно, что вычленение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений, изучение и постижение его сущности, структур, ценностей, происходящих в нем событий и процессов, взаимоотношения с другими сферами жизни представляет собой трудную, но крайне важную для общества задачу. Особенно возрастает роль и значение этой проблемы в переломные исторические периоды, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки и ориентации.

      Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретает переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического во всех его аспектах и проявлениях.

     Прочные и разносторонние знания о политике и мире политического - одна из решающих предпосылок политической социализации людей, формирования культуры гражданственности, утверждения политической свободы, определяющих в свою очередь перспективы и основные направления демократического развития общества.

     В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимают средства массовой информации. Их взаимодействие с политикой, ее субъектами ощущается в самых различных формах и проявлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.Информация и средства массовой информации

Понятие информации (informatio - разъяснение, осведомление, изложение) является одним  из основных, ключевых понятий не только в информатике (в информологии - области  знаний, изучающей проявление информации, её представление, измерение и т.д.), но и в математике, в физике и  др. Понятие «информация» - плохо  формализуемое и структурируемое  понятие. В силу его всеобщности, объёмности, расплывчатости оно часто  понимается неточно и неполно  не только обучаемыми. Как правило, это понятие в курсе информатики  не определяется, принимается как  исходное базовое понятие, неопределяемый терм. Поляков Ю.А., Информационная безопасность и средства массовой информации Учебное  пособие. -- М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004.

Информация трактуется по разному, например, как:

· любая сущность, которая вызывает изменения в некоторой информационно-логической (инфологической - состоящей из данных, знаний, абстракций и т.д.) модели системы (математика, системный анализ);

· сообщения, полученные системой от внешнего мира в процессе адаптивного  управления, приспособления (теория управления, кибернетика);

· отрицание энтропии, отражение  меры хаоса в системе (термодинамика);

· связи, устраняющие неопределённость в системе (теория информации);

вероятность выбора в системе (теория вероятностей);

· отражение разнообразия в системе (физиология, биокибернетика);

· отражение материи, атрибут сознания, «интеллекта» системы (философия).

Информация - это некоторая последовательность (налицо упорядоченность) сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы или  регистрируемы) с помощью некоторых  знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного типа). Это  приращение, развитие, актуализация знаний, возникающее в процессе целеполагающей интеллектуальной деятельности человека. Никакая информация, никакое знание не появляется сразу - этому предшествует этап накопления, осмысления, систематизации опытных данных, взглядов. Знание - продукт  такого процесса. Мышление - необходимый  атрибут такого процесса.

   Средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты:

1. Публичность (неограниченный  и надперсональный круг потребителей);

2. Наличие специальных технических  приборов, аппаратуры;

3. Непрямое, разделенное в пространстве  и во времени взаимодействие  коммуникационных партнеров;                                                                                    

                                                                                                                                          2

 

4. Однонаправленность взаимодействия  от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

5. Непостоянный, дисперсивный характер  их аудитории, которая образуется  от случая к случаю в результате  общего внимания, проявленного к  той или иной передаче или  статье. Пугачев В. П., Соловьев  А. И. Введение в политологию. - М., 1997

    К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникативных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение.

   Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.

   Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и номы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, ее использование, продажу частным лицам или финансово-промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ. Средства массовой информации испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:

1. Политических партий;

2. Общественных организаций;

3. Отдельных политических группировок  внутри правящей элиты;

4. Органов военного управления.

Они стремятся использовать СМИ  для реализации своих интересов. С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на нее влияние. В современных  условиях это влияние настолько  велико, что СМИ характеризуются  не иначе, как «четвертая власть» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, так как СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации не обязательны к выполнению гражданами страны. Воробьев К. А. Политология - М., 2003

                                                                                                                                        3

Сила СМИ состоит в их возможностях прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты  связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и организации  и т.д. Эта способность используется и рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или  иной товар, и политическим деятелем, политической партией и т.д., стремящимися обеспечить массовую поддержку своей  программы. В наши дни СМИ выступают  активным субъектом политической жизни, и в таком своем качестве они  действительно обладают мощными  ресурсами политического влияния, превратившись в один из основных инструментов политического процесса. Это нашло отражение в формировании и широком распространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические партии в качестве основного механизма  регулирования и реализации политического  и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.

   Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы.

    И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Можно со значительной долей уверенности сказать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы.

   В течение длительного времени главным источником информации для широкой публики служила пресса - газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

   Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX века радикальным образом изменило механизм распространения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами научно-технического развития. Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 1970-1980-х гг. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало демонстрирующим средством массовой информации.

                                                                                                                                          4

   В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и, особенно, голосования американских избирателей, в США часто приводят телевизионные дебаты между кандидатами демократической партии Дж. Кеннеди и республиканской партии Р. Никсоном в 1960 году Э. Роупер, который в тот период провел опрос среди избирателей, пришел к выводу, что именно преимущество Кеннеди на этих теледебатах в значительной степени способствовало его победе.

   В настоящее время телевидение, став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп.

2.Функции и задачи СМИ

Функции СМИ разнообразны. Важнейшей  из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс - медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Функция критики  и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, но их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

Функция артикуляции  различных общественных интересов обеспечивает представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Информация о работе СМИ и политика